Если одна сторона вращающейся окружности тяжелее другой, то при её вращении возникают биения и вибрации. Как пример – работа простого вибратора. На его валу закреплен эксцентрик с грузом, смещенным в одну сторону. При вращении происходят сильные биения и вибрации.
В промышленности это необходимо для трамбовки бетона, просеивания материала через решета и т.д.
Что такое балансировка колес
При вращении колес автомобиля биения и вибрации крайне нежелательное явление. Если колесо не сбалансировано по весу противоположных сторон, при езде:
- Автомобиль трясет, в салоне дискомфорт, слышен гул.
- Ускоренно разрушаются подшипники ступиц, другие детали подвески.
- Растет расход топлива.
- Ускоряется износ покрышек.
- Затрудняется управление.
Зачем нужна балансировка колес
Проблемы создает даже одно несбалансированное по весу колесо. Ситуация ещё хуже, если:
Иногда схожие проблемы при езде возникают и по другим причинам: проблемы с подшипниками ступиц, деформирование покрышки, неравномерный износ протектора, который проявился при изменении развала/схождения и т.д. Но чаще всего разбалансировка колес по весу очевидна. Например, когда вибрации появляются после установки нового несбалансированного колеса.
Для чего нужна балансировка колес автомобиля
Балансировки требуют даже новые качественные покрышки. Биение при езде возможно при разнице в весе сторон даже в несколько граммов. Дисбаланс может усилен не только из-за разновеса резины, но и диска. Диск и резина имеют свой весовой баланс. При монтаже резины на диск он меняется. Поэтому балансировку проводят на резине, одетой на диски.
Самый сильный дисбаланс возникает в случае, если самая тяжелая часть резины и диска оказываются рядом. При этом потребуется большое количество грузиков для противовеса на обратную сторону. Опытные мастера прокручивают резину относительно диска с тем, чтобы тяжелые места оказались друг напротив друга и сбалансировали часть веса уже без грузиков.
Как часто нужно делать балансировку колес
Как правило, балансировку колес нужно делать в двух случаях:
- При замене резины на новую или сезонную.
- При появлении биения во время езды.
Последнее возможно не только из-за дисбаланса по весу при потере балансировочного грузика, но и из-за повреждений шины и даже из-за грязи, крепко засевшей в одной части протектора.
Вес засохшей в протекторе грязи может быть сравним с весом балансировочного грузика (5-20 грамм).
ГОСТ 4764-97 допускает установку балансировочных грузиков максимальным весом 50 грамм для 12 дюймовой резины до 70 грамм для 16 дюймовых.
Есть физическая закономерность – чем больше диаметр колеса, тем больший дисбаланс по весу возникает и тем труднее точно сбалансировать вес. То есть, для балансировки больших колес приходится ставить грузики-противовесы большего веса, что отмечено и в вышеприведенном ГОСТе.
Где делают балансировку
Для балансировки колес по весу требуется специальное оборудование, поэтому в домашних условиях это сделать практически невозможно. При обращении в шиномонтаж лучше выбрать мастерскую, оборудованную современными, дорогими станками с компьютерами и мониторами. Обратите внимание, перед балансировкой мастер должен:
- Снять старые балансиры.
- Проследить, чтобы в протекторах не было грязи.
- Отдельно проверить и при необходимости поправить диски.
- Перед бортированием смазать резину специальной монтажной пастой.
- Накачать новую шину с превышением давления (раскачка шины), затем стравить давление до нормы.
В любом случае качественная балансировка покажет себя при дальнейшей езде плавностью хода, отсутствием гула и вибраций. Это сразу становится заметно, если до этого водитель ездил на несбалансированных колесах.
В целом, опытные водители вычисляют проблему несбалансированных колесах при поездках с легкостью. Но тут есть один нюанс — чаще всего легко определить проблему, если набрана определенная скорость. Когда вы начинаете разгоняться, может начать ощущаться вибрация. При этом, чем больше скорость, тем сильнее вибрация.
Еще при большей скорости вибрация становится менее ощутимой. Но не всегда это говорит о том, что есть необходимость в балансировке колес. С подобным можно столкнуться, если на обод колеса попало большое количество грязи или снега. Если вы явно едите по сухому асфальту, то тут сомнений нет — требуется балансировка. Но часто вибрация позволяет определить, что есть необходимость балансировки конкретно передних колес.
Как часто делать балансировку колес
Можем вам дать самый простой совет — когда отправляйтесь на монтаж покрышек на диски, делайте балансировку. В таком случае, если вы и будете сталкиваться с симптомами неправильной балансировки, то очень редко.
Есть ли какие-то симптомы помимо вибрации? Один из главных признаков — увод от прямолинейного движения. Когда вы заходите в крутые повороты, может ощущаться боковой снос транспортного средства. Что касаемо визуальных признаков — износ покрышек неравномерный. Чаще при неправильной балансировке неравномерный износ прямо пятнами — этого не заметить очень сложно.
На что влияет балансировка колес автомобиля
Однако, нельзя сказать, что подобные признаки точно говорят о том, что требуется делать балансировку. Симптомы могут указывать и на другие проблемы. Может, неправильные углы развала-схождения. А, может, вы сами просто достаточно агрессивно водите, или же приобрели некачественные покрышки.
Если в вашем регионе качество дорог достаточно плачевное (а это вполне нормальное явление в странах СНГ), удивляться быстрому износу покрышек глупо. Соответственно, как минимум за один сезон два раза делать балансировку стоит.
В целом, если количество симптомов немалое, даже новичок может быть понять, что нужно отправляться в автосервис. Легко почувствовать, что автомобиль уносит в какую-то сторону, вибрация растет с набором скорости, износ протектора шин происходит в ускоренном режиме. Самый простой способ не сталкиваться с такими неприятностями — делать балансировку, когда вы меняете зимнюю резину на летнюю и наоборот.
От состояния колес прямо зависит комфорт и безопасность как во время движения, так и торможения. А так же исправность узлов подвески и насколько быстро они изнашиваются. Причем недостаточно просто иметь, скажем, новые шины и диски.
Даже новые, но несбалансированные колеса будут создавать негативный эффект. В то же время, если они сбалансированы, но с резиной, несоответствующей сезону или изношенной, то тогда тоже могут возникнуть проблемы.
Поэтому шиномонтаж и балансировка в числе наиболее важных мероприятий по обслуживанию колес автомобилей, мотоциклов и другой мототехники.
Что такое шиномонтаж
Шиномонтаж означает некоторый список услуг, среди которых наиболее важные и популярные сезонная смена шин и колес, их хранение и ремонт резины. Иногда в этот же список включают и балансировку, не выделяя ее в отдельную категорию. Кроме того, есть и некоторые менее важные работы типа чернения покрышек или заправки азотом.
С сезонной сменой большинство автомобилистов встречаются два раза в год. Весной зимнюю резину меняют на летнюю, осень — наоборот.
Всесезонные шины, которые устроили бы всех, так пока и не изобретены. Некоторые меняют только резину, другие колеса целиком. В первом случае получается вроде как дешевле, ибо нет нужды покупать дополнительный комплект колес, только резину.
Однако, как бы деликатны не были работники сервиса, какое бы продвинутое оборудование не использовали, все равно процесс демонтажа и монтажа для шин большая нагрузка. И лучше их лишний раз не нагружать. В том числе из этого исходят те, кто выбирает просто сменить колеса.
В обоих случаях возникает вопрос с хранением. Конечно, можно хранить дома в прихожей или на даче. Так многие и делают. Однако это весьма неудобно. Да и не всегда возможно выдерживать нужные условия хранения.
Альтернативой является сотрудничество с фирмами, которые занимаются профессиональным сезонным хранением как шин, так и колес в сборе. Это вовсе не дорого, хранение осуществляется в нужных условиях и под круглосуточной охраной.
Ремонт резины в случае с легковыми автомобилями почти всегда означает работу с бескамерными шинами и их типичными повреждениями. Проще всего иметь дело с проколами в районе протектора. Иногда их можно заделать и в полевых условиях своими руками. Так, чтобы иметь время доехать до автомастерской, где проблему устранят уже капитально. Порез боковины и грыжа (иначе вздутие) уже более сложны и опасны. Иногда их даже вообще нецелесообразно ремонтировать. Поскольку отремонтированная шина не будет в достаточной мере надежна. Обычно, впрочем, чинить вполне возможно, хотя и непросто.
Что такое балансировка колес
Балансировка представляет собой ряд операций по компенсации неравномерности распределения массы колеса. Даже совершенно новые колеса имеют некоторый дисбаланс. По мере эксплуатации он только возрастает — пусть даже не было каких-либо дорожных происшествий. Поэтому время от времени колеса крайне желательно балансировать.
Кому-то хватает балансировки во время двух сезонных смен резины. Другие делают ее чаще. По причине более активного использования автомобиля, например. Вообще, расписание и форма обслуживания колес весьма индивидуальны. Кто-то посещает автосервисы только при возникновении острой необходимости, другие выстраивают целую систему и занимаются ею регулярно, по расписанию. Последнее в общем-то более разумно. Да и в итоге дешевле и удобнее.