Принцип работы автомобильного отопления схож с системой отопления в зданиях. Горячий теплоноситель (антифриз, вода) циркулирует по системе и отдаёт тепло в салон через радиатор.
Отличие автомобильного обогрева:
- Используется тепло из системы охлаждения мотора, от нагретого во время работы теплоносителя.
- Радиатор автомобильной печки охлаждается принудительно обдувом вентилятора.
В связи с этим прогрев салона автомобиля имеет много особенностей. Печка не будет греть, пока двигатель и охлаждающая жидкость не нагрелись. В морозы обогрев желательно не включать сразу, чтобы дать системе нагреть охлаждающую жидкость. Иначе тепла из печки очень долго не будет, а прогрев мотора до рабочей температуры станет длиннее. При том, что работа в холодном режиме ведет к ускоренному износу многих узлов.
Плохо греет печка в машине: причины
- Недостаточно охлаждающей жидкости.
- Забит салонный фильтр.
- Заклинил термостат в открытом положении.
- Поврежден радиатор печки.
- Перекрыты воздушные заслонки.
- Не функционируют приводы заслонок.
- Попадание воздуха в систему отопления во время замены антифриза или тосола.
- Повреждение основного блока цилиндров, влекущее завоздушивание автомобильной отопительной системы.
- Поломка основного вентилятора.
Эти причины могут быть связаны с неполадками во всей системе охлаждения, которая имеет два круга циркуляции охладителя — большой и малый. По малому кругу жидкость циркулирует при холодном двигателе, что ускоряет прогрев. Как только возникает вероятность перегрева, термостат открывает циркуляцию по большому кругу.
Автомобильная печка подключена к малому кругу, который быстро нагревается. Но при неисправности термостата охладитель иногда может циркулировать по большому кругу даже при холодном двигателе. В этом случае не будет греть печка достаточно теплым воздухом, и двигатель будет работать в неблагоприятном холодном режиме.
Бывает обратное, когда при перегреве двигателя не открывается циркуляция по большому кругу. Но это относится к неполадкам системы охлаждения двигателя, а не отопления.
При утечке антифриза нормально не будет работать ни система охлаждения в целом, ни печка.
Утечка может быть как в радиаторе или трубопроводе печки, так и в любом другом месте системы охлаждения двигателя.
Признаки неисправности радиатора печки
Признаки неисправности радиатора печки могут быть как нарастающие постепенно, так и возникающие внезапно.
- Забивается пылью и грязью решетки радиатора, снижается теплоотдача.
- Забивается фильтр или решетка (зависит от модели авто), через которые теплый воздух выдувается в салон.
- Внутри радиатора скапливаются отложения, снижающие теплоотдачу.
- Вышел из строя электромотор вентилятора обдува радиатора печки, или неисправности в электропроводке, которая его питает.
- Заклинило заслонку, регулирующую подачу воздуха в салон.
- Закрыт и не открывается кран, открывающий доступ антифриза к печке.
Иногда при полной смене антифриза/воды возможно образование воздушной пробки в патрубках печки. Проблема чаще всего решается сама собой, когда жидкость начинает циркулировать в системе. Воздушная пробка подходит к расширительному бачку, через который заливается жидкость, и выходит через него. При этом уровень охладителя понижается и требуется доливка.
Если используется смесь антифриза и воды, возможно образование ледяной пробки в удаленных от двигателя патрубках печки. Если пропорция воды невелика, чистый лед в таких случаях образуется редко, чаще просто ледяная «каша». При нагревании она растает, но теплообмен на время будет нарушен.
Плохо греет климат-контроль
Есть еще и свои нюансы отопления в автомобилях с климат-контролем. Отопление включается автоматически, когда температура падает ниже установленного регулятором предела. Когда в салоне теплее установленной температуры, система не включится. В этом случае проверить исправность системы с прогретым мотором можно, включив регулятор на максимум.
Иногда бывает субъективное ощущение, что печка работает плохо. Например, если вчера на улице было + 5 °C, а сегодня – 20 °C, а двигатель ещё не прогрет.
Практически все автомобилисты сталкиваются с проблемой когда замерзают ноги в машине. Причем вот, что удивительно, ноги мерзнут, как в отечественных авто, так и в иномарках (конечно, не всех, но все же). Что же делать с этой напастью? Давайте разбираться.
Почему замерзают ноги в машине
Если начали мёрзнуть ноги, переключите обдув на ноги, печку «вкрутите» на максимум. Не помогает? Может быть проблема в обогреве? К примеру, печка греет слабо. Вверху Вам не так холодно по двум причинам:
- Тёплый воздух стремится подняться наверх.
- Первое, что мерзнет у человека, это ноги.
А теперь коротенькая история из жизни. Прошлой зимой начал замерзать в машине. Ноги в первую очередью. Также заметил, что начали потеть окна. Разбираться было некогда. Потом такой случайно смотрю, а уровень охлаждающей жидкости ниже нормы. Думаю, ну мало ли, испарилась, может. Проверял давно. Долил антифриза и забыл.
Печку уже начал врубать на максимум, в принципе в машине было нормально, но ноги мерзли. Проблема сама себя проявила. Как то ехал, и стрелка температуры охлаждающей жидкости начала резко подниматься.
Далее из-под капота начал валить дым (я так подумал изначально). Остановился, выбежал с машины. Все оказалось куда проще. Лопнул шланг охлаждающей жидкости рядом с печкой.
Когда я все снял, добрался до печки, увидел, в каком состоянии был патрубок. Весь в трещинках и ломкий как кусок старой пластмассы.
Заменил я его, и в ноги перестали мерзнуть. Но счастье моё длилось недолго. Проблема плохого обогрева вскоре вернулась. После этого в подкапотном пространстве я нашел следы антифриза.
Начал наблюдать и в результате обнаружил, что антифриз течет со стороны печки. Добрался я еще до печки, снял ее, даже не стал разбираться, заменил, и после этого проблем с обогревом у меня не было! А хотя нет, вру. Сейчас в печку тянет выхлопом. Сифонит выпускной коллектор. По лету надо будет разбирать и варить.
Вернемся к нашей теме. Итак, опытным путем Вам удалось выяснить, что поломок нет, и все функционирует, как должно. Однако ноги все равно умудряются мерзнуть. Что делать в этом случае?
- Включайте обдув на ноги почаще.
- Обувайтесь потеплее.
- Шевелите побольше ногами.
- Поменяйте машину.
- Поставьте дополнительный обогреватель в машину, который может работать от прикуривателя! Кстати, классная вещь.
И мой главный совет! Вы конечно можете так не делать, потому что некоторые считают это кощунством, но я все равно скажу. Когда Вы переключаете обдув на ноги, из основных сопл все равно выходит горячий воздух. Так заткните их поролоном, тогда обдув ног усилится, и Вы наконец-то перестанете мерзнуть.
Автомобили прочно заняли свое место в жизни простого обывателя, все больше людей приобретают себе красивую машину, а уютный теплый комфортный салон делает каждую поездку незабываемо приятной. С приходом холодов салон автомобиля становится теплее и уютнее с использованием печки.
Обогрев салона, стекол и зеркал — необходимость в исправной работе печки очевидна!
Но бывает так, что воздух из печки не настолько горяч и дует не так интенсивно, как хотелось бы. И чем сильнее включен режим обдува, тем прохладнее становится в авто, а стекла и вовсе не размораживаются.
Чтобы разобраться, почему печка слабо греет, необходимо подробнее узнать о том, как вообще работает система отопления в автомобиле. Необходимым условием бесперебойной работы печки является исправность всех элементов, из которых она состоит. Ими являются: радиатор, патрубки для охлаждающей жидкости, устройство для регулирования циркуляции этой жидкости, воздуховод, воздушные заслонки и вентилятор.
Все эти элементы системы охлаждения взаимодействуют между собой и, если хоть в одной из них есть неисправность, то работа печки заметно ухудшается.
Также, если радиатор печки забит различным мусором и пылью, попадающими в него во время движения, а также появляются повреждения заслонки радиатора, то это осложняет работу печки, в результате воздух уже не такой теплый, а дуновение слабое.
Для стабильной работы автомобильной печки необходимы профилактические осмотры и своевременный ремонт всех ее составляющих запчастей.
Необходима регулярная очистка радиатора от мусора, его можно почистить автомобильным пылесосом или промыть под струей воды. При засоре патрубков нужно поменять верхний и нижний местами, затем дать двигателю автомобиля немного поработать. Для профилактики засоров патрубков необходимо менять тосол или антифриз минимум один раз в 2 года.
Неисправность термостата — опасная поломка, необходимо производить своевременную замену заклинившего термостата, так как перегрев автомобиля влечет за собой большие расходы на ремонт и даже замену запчастей.
Также важно вовремя менять салонный фильтр, а подшипники на вентиляторе печки необходимо регулярно смазывать и очищать от пыли.
Своевременно произведенный ремонт либо замена элементов отопительной системы позволят владельцу еще долго с комфортом ездить в теплом автомобиле в любое время года.