Вибрация на рулевом колесе может быть не только раздражающей для водителя, но и опасной, т.к. необходимо выяснить причины вибрации руля автомобиля.
А причин для этого может быть много, начиная с самых банальных, таких как погнутый колёсный диск или изношенные шины, и заканчивая более сложными, такими как неисправности в работе тормозной системы или повреждение подвески. Нельзя недооценивать вибрацию руля. Вибрация передается на рулевое колесо или кузов и ощущается при торможении.
Незначительные и долговременные недооцененные вибрации могут привести к трагедии на дороге, поэтому для собственной и чужой безопасности они должны быть диагностированы и устранены как можно скорее.
Вибрация руля при торможении
Если при торможении на педали тормоза ощущается вибрация, то, как правило, следует ожидать ремонта тормозной системы или колес.
Это признак повреждения ступицы колеса или элементов тормозной системы. Вибрация может передаваться на переднюю часть кузова и руль. Тогда автомобиль начинает терять устойчивость при торможении. Наиболее частой причиной таких симптомов является искривление передних тормозных дисков, именно они отвечают за заметные вибрации на руле и кузове.
Когда могут повести и искривить тормозные диски? При резком или экстренном торможении, когда колеса поворачиваются или когда падают в глубокую лужу с разогретыми тормозами.
Те же симптомы возникают при неравномерном износе тормозных дисков. Ступица колеса может также отвечать за вибрацию, которую можно повредить, если ехать слишком быстро через высокие бордюры или при попадании в край глубокой ямы на дороге.
Вибрация руля при движении автомобиля
Если во время ускорения рулевое колесо начинает вибрировать, возможно, возникли проблемы с элементами трансмиссии. В заднеприводных автомобилях может выйти из строя крестовина карданного вала, и на кузов будут передаваться вибрации.
В переднеприводных автомобилях, если у водителя есть привычка динамично стартовать с пробуксовкой колес, то существует риск повреждения приводных валов или шрусов. Отремонтировать полуось невозможно, поэтому только замена.
Иногда слишком сильно изнашиваются опорные подушки двигателя. Отдельные компоненты теряют стабильность и могут начать оказывать давление на кузов, что вызовет дополнительные вибрации.
Биение руля на скорости
Многие водители испытывали трясущее биение рулевого колеса при движении на постоянной скорости. Часто незаметные до определенной скорости, они становятся сильнее по мере того, как автомобиль ускоряется. В этом случае, прежде всего, необходимо проверить правильность балансировки колес. Вибрация передается не только на руль, но и на кузов. Здесь может понадобиться посещение шиномонтажной мастерской, где колеса снимаются и заново балансируются.
Хуже, если колеса отбалансированы и причиной вибрации являются неровности на шине. Почти невидимые невооруженным глазом выпуклости на шинах сигнализирует водителю о том, что придется купить как минимум две новые покрышки.
Погнутый колёсный диск также может вызвать вибрацию. Можно выпрямить стальные диски за небольшую цену, ремонт литых колес может стоить в несколько раз больше. Тем более, что литье трудно выпрямлять и балансировать, немногие специалисты берутся за подобную работу.
При игнорировании вибраций на руле следует учитывать серьезные последствия, так как они передаются на другие детали и компоненты, что приводит к увеличенному износу элементов управления и подвески. При повреждении приводов автомобиля можно даже обездвижить его.
Затраты на ремонт могут быть ужасными. Пренебрежение всегда стоит денег.
Проверьте ступицу на предмет деформации. ЗАЧЕМ? Иногда ступица может деформироваться. Установка диска на деформированную ступицу вызывает вибрации при торможении. Вибрация также возникает, если перед установкой диска не очистить поверхность ступицы от ржавчины. РЕШЕНИЕ: После установки диска всегда проверяйте биение диска специальным индикатором. Если биение больше допустимого, попробуйте изменить положение диска на то, при котором биение окажется в пределах допустимого. Если биение остается больше допустимого, необходимо техническое обслуживание ступицы.
Важный момент при удалении комков налипшей грязи и снега с колес металлической щеткой, нужно быть осторожным и не повредить грузики. Часто такие грузики монтируют на внутреннем ободе колеса. Если их сдвинуть придется ехать на шиномонтаж и проводить балансировку колес. В данном случае речь идет не только о загрязнении, но и об износе. Чаще всего причиной является повреждение внутренней структуры одной из покрышек или видимой выпуклости, особенно спереди.
Дело в том, что часто автомобилисты попросту не замечают излишнюю вибрацию, связывая это с плохой балансировкой колес. Вместе с тем, это только одна из немногих причин, по которым может явственно ощущаться биение руля. Если вибрации влияют на переднюю часть шасси, они чаще всего поглощаются и частично амортизируются рулевым управлением.
Всё может оказаться гораздо прозаичнее: зимой в оттепель выезжая с парковки из сугроба лёд намерзает на внутреннюю поверхность диска. В итоге: на малой скорости движения ( по городу) — вроде ничего не заметно, выехал за город — и на скорости около 80-90 руль начинает бить.
ЗАЧЕМ? В последние годы распространенной причиной биения тормозного диска стала неправильная установка универсальных колесных дисков. Поскольку один колесный диск устанавливается на ступицы разного типа и размера, механики устанавливают на втулки колеса специальные проставки. Если проставка потеряна или повреждена, колесо невозможно правильно отцентрировать. РЕШЕНИЕ: Подведите головку индикатора биения к задней рабочей поверхности тормозного диска и измерьте биение при установленном колесе. Индикатор покажет биение только в том случае, если колесо установлено и болты затянуты. Может понадобиться замена колеса.