Летние и зимние шины (покрышки) имеют значительные отличия по двум пунктам: состав резины и рисунок протектора.
Летняя резина на морозе «дубеет», становится твердой, в результате ухудшается сцепление даже с сухим асфальтом, увеличивается тормозной путь.
Зимняя резина сохраняет достаточную эластичность при сильных морозах. И если на стоянке она может быть тоже достаточно жесткой, то при езде разминается и приобретает оптимальную мягкость.
Рисунок протектора зимней резины более глубокий, сложный и обширный. Это обеспечивает максимальное сцепление даже на дорогах со льдом и накатанным снегом. Кроме глубоких канавок между полосами и квадратами, на них присутствует мелкий рисунок.
Сбоку зимние шины также имеют рельеф разной геометрической формы. Таким образом, вся поверхность зимней шины покрыта мелким и глубоким рельефом, что и обеспечивает максимальное сцепление даже с микрочастицами льда.
Зимние шины бывают двух видов – нешипованные («липучки») и шипованные (антипробуксовочные).
Металлические шипы дополнительно увеличивают сцепление со льдом, но добавляют шума при езде по сухой дороге.
Почему летом нельзя ездить на зимней резине
Для высоких температур лета зимние шины слишком мягкие. Особенно после разогрева во время езды. Сложный протектор летом и полная площадь контакта с дорогой издают повышенный шум. При этом зимние шины летом быстро изнашиваются. Также увеличивается расход топлива из-за повышенного трения между шинами и дорогой и уменьшения наката автомобиля.
Шипованные шины издают шум и оставляют следы на разогретом асфальте.
Когда меняют резину на летнюю по закону
Закон косвенно регламентирует сроки замены только шипованной зимней резины. Конкретно п. 5.5. Приложения 8 Техрегламента ТР ТС 018/2011 оговаривает, что нельзя ездить летом (июнь, июль, август) на резине с металлическими шипами.
Таким образом, по закону на зимней резине можно ездить с 1 сентября по 31 мая следующего года (9 месяцев). По здравому смыслу этого никто не делает, а переобувку проводят в соответствие с реальными погодными и дорожными условиями.
Когда можно менять резину на летнюю
Точно ответить на этот вопрос могут только метеорологи и синоптики. Все зависит от погоды. Бывает, что после наступления тепла машины «переобувают» на летний вариант, но внезапно возвращается гололедица.
Техрегламенты на эту тему дают общую рекомендацию – менять зимнюю резину на летнюю следует тогда, когда среднесуточная температура установится на отметке +7℃ и выше. В центральных районах это конец марта-начало апреля, в южных значительно раньше.
Разумеется, каждый год имеет свои температурные отличия, потому точной даты назвать невозможно.
Тоже касается и перехода с лета на зиму. Однако в большинстве регионов к 15 ноября большинство автомобилей ездят уже на зимней резине.
Когда нужно менять резину на летнюю
Погода непредсказуема, но вовремя сменить резину на летнюю можно с учетом нескольких факторов.
- Лед и снег на дорогах и вдоль них растаял.
- Среднесуточная температура выше +7℃ держится несколько дней.
- Прогноз погода на ближайшие 3-10 дней не обещает возврата морозов, ледяных дождей и снегопадов.
Кроме узко специальной сезонной резины используется всесезонная. Но универсальность всегда имеет свои минусы. Летом такие шины не вполне летние, а зимой – не вполне зимние.
К тому же круглогодичная эксплуатация ведет к ускоренному износу протекторов, и такую резину приходится менять чаще, что практически сводит к нулю кажущуюся экономию на покупке двух сезонных комплектов.
Поэтому оптимальный и самый распространенный вариант – иметь два сезонных комплекта резины и своевременно менять их.