Покажите продавцу, что вы кое-что понимаете в автомобилях, и обмануть вас будет непросто. Запоминайте, на что и как смотреть.
Покупая машину с пробегом, нужно смотреть во все глаза и слушать во все уши. Кое-что можно определить даже просто взглядом, для чего-то потребуются приборы, а некоторые моменты доступны только с помощью профессионального оборудования на СТО.
Техническая проверка авто перед покупкой пошаговая инструкция
Внешний осмотр автомобиля
ЛКП, покрышки, кузов
Первое, что можно оценить «невооружённым глазом» — это лакокрасочное покрытие. Присядьте возле машины и посмотрите на отражение на её боку: если оно неравномерное, с изломами, как кривое «зеркало», значит, машину перекрасили.
Поищите очаги коррозии. Самые частые места: низ дверей, пороги, дренажные участки.
Посмотрите на состояние покрышек: насколько они стёрты и равномерно ли, или один край изношен сильнее.
Если на лобовом стекле заметили трещину, а места удара в стекло нет — то это очень тревожный признак. Откройте и закройте двери, багажник, капот. Если геометрия кузова не в порядке, то это не получится легко и мягко. Сравните стыки и зазоры между открывающимися элементами и основной частью кузова — они одинаковые и ровные?
Внутри салона
Общий вид может не дать результата — наверняка хозяин почистил салон и даже начернил коврики. Попытайтесь определить: срабатывали ли подушки безопасности? Если обивка кресел не родная, лобовое стекло меняли, а цвет заглушек отличается от цвета салона, то, скорее всего, срабатывание подушек было.
Смотрим под капот
Мотор со следами протечек, с деформированным корпусом и без пластиковой крышки, если она должна быть в комплектации — явно пострадал после ДТП. Идеально чистый мотор тоже повод забраковать машину — здесь явно что-то скрывают.
АКБ с грязными контактами и окислившимися клеммами будет работать плохо. Если на корпусе есть вмятины и трещины, возможно, что вытекает электролит.
Найдите под капотом щуп для масла и проверьте цвет жидкости: он должен быть светлым, без полос. И никаких сгустков. Чем масло темнее и мутнее, тем дольше его не меняли, и скорее всего ушатали двигатель. Критически низкий уровень масла тоже говорит о плохом отношении к машине.
Слушаем
Попросите хозяина завести машину.
Если запуск произошёл легко, мотор работает ровно, без подгазовок и не «проваливается», то это хорошо. Тарахтеть может дизель, но бензиновый двигатель не должен издавать каких-то лишних звуков.
Если машина «живёт» на холоде, но завелась без проблем, значит АКБ в порядке. В противном случае аккумулятор придётся менять или разбираться, почему он не «вывозит».
Ровно ли работают цилиндры? В системе зажигания явно есть проблемы, если мотор перегревается, а расход топлива растёт. На это укажут хлопки и чёрный дым из выхлопной трубы.
Приложим руки
Покрутите руль: при повороте рейка без дефектов не будет издавать подозрительных звуков и проваливаться в люфт.
Покачайте машину — долго продолжает «кивать»? Похоже, амортизаторы в хлам. Проседание машины и потёки масла на амортизаторах подтвердят эту догадку. Если движения автомобиля похожи на качание маятника, значит подшипникам пора на свалку.
Применяем подручные средства и приборы
Обычный магнит поможет найти «перекрасы» — там, где они есть, слой затирки и ЛКП будет толще, поэтому магнит не прилипнет.
Дедовский способ это хорошо, но микрометр — точнее и надёжней. Его нужно просто прикладывать к кузову на разных участках и сравнивать показания на экране. Нормативную толщину ЛКП для данной модели нужно узнать заранее — в интернете всё есть.
Мультиметр потребуется, если собираетесь проверить аккумулятор, а также генератор, питающий АКБ. Напряжение на уровне 12,5 Вольт генератор должен показывать при заглушенном моторе, а при запуске — уже 13,8 Вольт. Может до 14,8 Вольт. Дайте нагрузку: свет, обогрев, кондиционер — напряжение может снизиться всего на 0,3-0,8 Вольт. Неисправный генератор — это внезапная остановка посреди дороги, так что не пропускаем этот пункт осмотра.
Тот же мультиметр, а ещё омметр помогут проверить разные датчики.
Важно убедиться, что нормально работает датчик температуры. Особенно если мотор часто перегревается и теряет в управлении, а расход топлива пугает.
Датчик дроссельной заслонки нужно протестировать обязательно, если есть претензии к работе двигателя: резкие скачки при росте оборотов или дёргание на холостом ходу.
Проверка в движении
Без тест-драйва автомобиля техническая проверка не будет считаться завершённой. Если хозяин не даёт вам сесть за руль — пусть ведёт сам, а вы садитесь рядом и наблюдайте.
Машина должна сделать несколько разворотов, разгонов и торможений и преодолеть какие-то неровности на дороге, например, кочки или лежачего полицейского. Если на лице водителя всё это отдаётся болью и переживаниями, — он явно опасается, что машина не выдержит такие испытания.
При закрытых окнах и выключенной музыке можно услышать все тревожные звуки, которых быть не должно:
- Хруст, лязгание и непонятные шумы при повороте колёс.
- То же самое — при работе насоса.
- Стук рулевой рейки.
Смотрите, как крутится руль: с усилием или слишком легко, заедает или выбрасывает люфт, нет ли вибрации при повороте. Если руль стоит строго прямо, а машину уводит в сторону — есть о чём волноваться.
Все эти проверочные действия вы можете выполнить самостоятельно, а многие из них даже «голыми руками». Запомните последовательность и «чекайте». Можно потренироваться на машинах своих знакомых и приобрести некоторый опыт.
При покупке автомобиля с пробегом хорошо бы ещё обратиться к профессионалам на СТО: у них есть специальное оборудование и возможность провести более глубокую экспертизу. Также не забудьте про юридическую проверку ТС. Но это уже отдельная тема.