Среди автовладельцев ведутся споры о том, можно ли машину с автоматической коробкой передач буксировать или нет. А также — можно ли завести такое автомобиль «с толчка».
На первый вопрос нет однозначного ответа по простой причине — автоматика бывает в принципе разной. И чтобы не метаться в поле, когда вдруг требуется буксировка – можно или нельзя, — следует сразу после покупки подробно изучить мануал производителя. В инструкции к каждой модели авто производитель четко описывает, что можно, а что нельзя. И если можно, то на какие расстояния и каким способом.
Но некоторые общие для всех АКПП условия все же есть.
Виды АКПП
Сегодня на автомобилях применяются 4 основных вида АКПП. Часть их них имеет схожий принцип работы, другая часть имеет абсолютно другую конструкцию.
- АКПП с гидротрансформатором. Муфты сжимаются и передают крутящий момент только под давлением масла. А масло закачивается насосом, который вращается от работающего двигателя.
С заглушенным двигателем сцепление не работает. При «толчке» крутящий момент с колес на коленвал не передается, завести машину таким способом невозможно.
При буксировке от колес вращается не только вторичный вал, как на механике, а все валы. При этом нет принудительной смазки, так как насос при заглушенном двигателе не работает. Это ведет к износу и перегреву. Некоторые модели допускается буксировать на расстояние не более 30 км со скоростью 30-40 км/час.
- Вариатор. Крутящий момент передается не через зубчатый шестерни, а с помощью ремня и шкивов. При изменениях скорости плавно меняется положение ремня и диаметр передающего/принимающего шкивов. За счет этого меняется передаточное число (скорость). Вариатор также имеет гидротрансформатор и принудительную смазку, потому и на неё распространяются вышеописанные правила.
- Робот. По устройству схож с механикой. Но скорости включаются сервоприводами по команде компьютерного блока, а не рычагом вручную. При буксировке от вращения колес крутится не только вторичный вал, как на традиционной механике, но и все узлы КПП. Смазка без работающего двигателя также отсутствует.
- Преселектив. Усложненная версия «робота». По сути, две КПП в одном корпусе. Ещё более сложный и чувствительный к нештатному использованию механизм.
В итоге все виды АКПП крайне чувствительны к вращению без принудительно смазки от насоса, который в свою очередь вращается за счет работающего двигателя. Поэтому рекомендуется буксировка с работающим двигателем. Ситуации, когда буксировка без эвакуатора требуется с исправным двигателем, редки. Но, тем не менее, бывает всякое.
Можно ли машину с автоматической коробкой передач буксировать
В теории рекомендуется транспортировать авто с АКПП с поднятым на прицеп передком (для переднеприводных) или задней частью (для заднеприводных). Тогда вращение от колес не передается на работающие всухую узлы. На практике, низкие прицепы достаточной грузоподъёмности встречаются редко Поднять авто без крана-манипулятора невозможно. И этот способ малоприменим.
Эта проблема легко решается с заднеприводными авто. Достаточно открутить и снять кардан, тогда вращение с колес не будет передаваться на КПП. В передне- и полноприводных авто этот вариант не поможет.
Можно ли буксировать на автомате другую машину
Машины с АКПП без проблем перевозят прицепы. Допускается буксировка авто с весом не тяжелее самого тягача. Рекомендуемая скорость до 50 км/ч, в щадящем режиме, без драйва.
В любом случае буксировка проводится по общим требованиям ПДД к длине и способам сцепки, сигнализации и т.д.
Более конкретная информация содержится в инструкциях по эксплуатации каждой модели.