В советские времена в большинстве автомобилей применялось практически универсальное всесезонное моторное масло М8. Хотя были «вариации на тему М8» — М6, М-6З/12 Г1 для высоко оборотистых двигателей легковых авто на высокооктановом бензине, спецмасла для условий Крайнего Севера, тяжелой техники и т.д. Но моторное масло в СССР было практически синонимом М8.
Те времена прошли, и сегодня к моторным маслам предъявляются высокие требования, как по качеству, так и по спецификации для каждого двигателя, специальным присадкам и добавкам. Это оправдано, если вспомнить, что пробег двигателей без капремонта по сравнению с советским автопромом увеличился во много раз. К примеру, с 70 до 700 тыс. км. Увеличение ресурса двигателей связано не только с улучшением качеств деталей, сплавов и сборки, но во многом и с высоким качеством современных моторных масел.
Как выбрать моторное масло
Несмотря на обилие предложения, выбор моторного масла для автомобиля сегодня предельно прост. Каждый автопроизводитель рекомендует для своих двигателей конкретное специальное масло. Чтобы не ошибиться, надо просто прочитать рекомендации производителя, указанные в Инструкции.
Такие рекомендации даются не только для того, чтобы продавать свои расходные смазочные материалы. Но и потому, что каждый производитель знает особенности своих двигателей, и рекомендует масла с подходящими присадками и добавками, чтобы продлить срок службы своих ДВС и создать им хорошую конкурентную репутацию.
Современные масла имеют сезонность.
Для теплого времени рекомендуется вязкость по классификации SAE от 20 до 60 — 20, 30, 40, 50, 60.
Зимние масла маркируются дополнительной буквой W (winter переводится как «зима»). Ряд маркировки зимних масел: SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W, где цифра обозначает «зимнюю» вязкость.
Низкая вязкость говорит о том, что масло на морозе не загустеет до такой степени, что при холодном запуске не удастся провернуть двигатель, а при работе на холодную не будет качественной смазки во всех узлах, что чревато серьезными поломками. Напротив, летом зимнее масло будет слишком жидким и текучим.
Если в маркировке есть «зимняя» буква W, но указана «летняя» вязкость, например, SAE 5W40, то это означает, что масло универсальное, всесезонное. Однако при его выборе стоить учитывать рекомендации по температурным диапазонам для таких масел и реальные условия местного климата.
Допуски по возможности замены рекомендуемых масел на аналоги также указываются либо в Инструкции к каждому конкретному авто, либо на официальных сайтах автопроизводителей. Такие дополнения не редкость, когда появляются новые марки масел, а автомобиль достаточно старый.
Можно ли заливать дизельное масло в бензиновый двигатель
Дизельные и бензиновые ДВС устроены по одному принципу. Ответственные узлы, требовательные к качеству смазки, одинаковы. Это в первую очередь вкладыши кривошипно-шатунного механизма, а также вращающиеся детали узлов, в которые смазка подкачивается масляным насосом.
Поэтому больших отличий между маслами для дизеля и бензина нет. Многие рекомендуемые для обоих типов двигателя марки масла одинаковы, что напрямую обозначено на маркировке – «для бензиновых и дизельных двигателей». Есть разница в том, что для дизеля требуется большее количество моющих и чистящих присадок. Но они не принесут вреда бензиновому двигателю.
Поэтому масла, подходящие для дизеля, могут быть универсальны и для бензина. И наоборот, если масло не маркировано как «для дизеля», значит, в нем недостаточно чистящих присадок и для дизеля оно не подходит, т.к. возможно для конкретного двигателя необходимо обязательно лить масло с определенными допусками.
Очень часто требовательны к своим допускам двигатели марки Renault.
Но в любом случае при выборе масла не надо экспериментов, а надо лишь следовать рекомендациям производителя.