Автомат проигрывает механике в надёжности? Это не более чем миф, и родился он в головах неграмотных водителей. Если эксплуатировать автомобиль с АКПП правильно, то прослужит он долго и без нареканий.
Несмотря на распространенное мнение, что автоматическая коробка переключения передач менее надёжная, нежели механическая, данный агрегат все же способен прослужить долго. А всего-то нужно знать как не убить коробку автомат.
С тех пор как я пересел на автомобиль с «автоматом», решил, что к механике больше не вернусь. Многие согласятся со мной. В городских пробках постоянно переключать МКПП надоедает, от такой поездки быстро устаёшь.
Автопром тоже уже сориентировался на потребителя и перестраивается под его запросы: сейчас большинство моделей выпускают с АКПП, значит, ещё несколько лет, и этот вариант коробки практически вытеснит механику.
Тем, кто трепетно любит МКПП могу лишь сердечно посочувствовать и предложить привыкать к автомату. А то, что про него говорят, что это хилая конструкция и с ней куча проблем — так это зависит от умения обращаться с техникой.
Как убить коробку автомат
Есть несколько конкретных причин, из-за которых АКПП убивается очень быстро. Если делать так методично, не понимая вреда, то автомат действительно подкинет проблем. Поэтому для обеспечения безотказной работы АКПП на протяжении нескольких лет и не убить коробку автомат, стоит воздерживаться от следующих действий.
- Буксировка. Автоматическая коробка смазывается только при включенном двигателе. При заглушенном моторе не работает масляный насос, а поэтому масло не распределяется по всем шестерёнкам коробки передач. Если планируется буксировать автомобиль с АКПП, то стоит завести двигатель. Если такой автомобиль ещё и полноприводный, то необходимо поднять одну из осей над дорогой. В крайнем случае можно отсоединить карданный вал. Как это ни печально, но дачники, которые не мыслят себе жизни без прицепа, набитого разным барахлом, обязательно столкнутся с быстрым износом АКПП. Повышенная тяжесть для автомобиля — это лишние усилия для коробки, задача которой: передать и реализовать крутящий момент.
- Продолжительная пробуксовка. Такая коробка передач работает в диапазоне температур намного превышающих температуру работы АКПП. Из-за этого долгая пробуксовка может вывести из строя некоторые элементы механизма. В частности, быстро сгорают фрикционы, передающие крутящий момент на колеса. Автомату такой режим работы вряд ли придётся по вкусу. Если злоупотреблять этим, то срок эксплуатации не только АКПП, но и всей системы автомобиля сильно сократится: дополнительная нагрузка заставляет радиатор охлаждения трансмиссии перегреваться.
- Тягач. Буксировать другие автомобили также не желательно. Это приведет к значительному перегреву коробки передач и выходу из строя все тех же фрикционов. Причем не рекомендуется буксировать даже самые лёгкие автомобили. Какие советы можно дать. Во-первых, если уж буксируете прицеп, то ограничьтесь тремя первыми передачами. Во-вторых, покупая подержанный автомобиль, избегайте ушатанных «тягачей». Смотрите: если машина оборудована фаркопом, то, скорее всего её часто нагружали. Лучше вообще не рассматривать этот вариант и поискать что-то другое.
- Внешние повреждения. На многих внедорожниках установлены АКПП. Выезжая на бездорожье стоит помнить, что двигатель имеет защиту, а коробка переключения передач — нет. Наличие даже небольшого отверстия или даже трещины способно привести к полному вытеканию трансмиссионного масла. Отсутствие смазывающей жидкости приведет к перегреву трущихся деталей и выходу их из строя. Кроме коробки передач придёт в негодность и масляный насос, который будет работать в холостую. Пока работает хоть одна пара фрикционов, автомобиль будет ехать. Если же работоспособных фрикционов не останется, то машина не сможет продолжать движение.
- Недолив жидкости. После ремонта коробки передач или плановой замены масла, стоит проверить уровень нового залитого масла. Сухие детали начнут впитывать жидкость очень быстро. Именно поэтому стоит внимательно следить за уровнем масла и при необходимости долить его.
- Участие в гонках. Зачастую на автомобили с АКПП устанавливают такие двигатели, работу которых коробке передач выдерживать тяжело. Слишком большой крутящий момент способен перегреть АКПП и выйдут из строя фрикционы. Появление металлической стружки забьет каналы гидроблока, передачи начнут переключаться с рывками и водителю можно готовиться к ремонту коробки передач. Такие фокусы, как феерично рвануть со светофора — это тоже приговор АКПП. Давайте разберёмся, почему. Пока машина стоит на красный, водитель зажимает одновременно педали и тормоза, и газа. Как только загорелся зелёный — тормоз отпускают и машина красиво уходит вперёд. Всем понятно, кто хозяин дороги, да? Любители дешёвых эффектов, поинтересуйтесь, сколько стоит новый гидротрансформатор для вашего автомобиля — эта информация очень скоро вам пригодится.
- Нейтралка в пробке. В дорожных заторах водители допускают очень распространённую ошибку: ставят селектор в нейтральное положение, когда стоят, а как только все тронулись с места — тут же переключают на D. И так постоянно. В каждой пробке это действие повторяется многократно, а за день — опасно много. Такая манера просто излохматит фрикционы. И делать этого не нужно, потому что АКПП и так рассчитана на рваный городской ритм движения. Автомат гораздо лучше переживёт остановку на режиме D, чем дерготню туда-сюда.
- Нейтралка на спуске. Знаю, что на спуске многие скидывают переключатель на нейтралку. И зачем? Экономия бензина — мизерная, какие-то граммы. Делаете так постоянно? Ну, будьте готовы: ближайшая поломка АКПП уже не за горами. И вот почему: обратное переключение в положение D заставляет валы снова синхронизировать разные скорости. В этот момент происходит знакомый вам толчок коробки. Вот так детали и изнашиваются.
- Преждевременная парковка. Бывает, что водитель так сильно спешит куда-то подъехать и остановиться, что его рука действует вперёд мозгов и машинально переключает селектор в режим Parking. При этом машина ещё не закончила движение. Что происходит в этот момент? Обрывается крючок, который должен попасть между зубьев шестерни и заблокировать её. Эта маленькая деталь принимает на себя всю тяжесть двигающегося автомобиля. Если это повторяется часто, то последствия для АКПП вырисовываются вполне ясно.
Вот такими нехитрыми способами можно достаточно быстро угробить АКПП, а потом со знанием дела рассказывать всем, что автомат — это отстой.
Делаете так? Если замечаете за собой такие вредные привычки, лучше избавляться от них, тогда и с АКПП проблем не будет. Техника будет надёжной, если голову включать.