Почему на автомате нельзя буксовать

Буксовать в режиме автоматики на многих автомобилях с АКПП – это значит угробить коробку передач. Причем иногда очень серьезно и буквально за считанные минуты. Почему «на многих», а не на всех, — потому что исключение составляют, например, рамные внедорожники. Эти автомобили и созданы для бездорожья, где пробуксовки обычное дело, нормальный режим для таких авто. О них ниже, сначала об обычных, средних городских авто. Они рассчитаны на движение по ровным дорогам, чистому асфальту безо льда и снеговых заносов. Если такой автомобиль с АКПП начинает буксовать, происходит следующее.

  1. Термическое разрушение АКПП. При высоких оборотах на месте (пробуксовке) масло в гидротрансформаторе быстро нагревается до критических значений. В итоге само масло подгорает, в нем появляются сгустки, теряются свойства. Коробка уже не может нормально работать, так как масло в ней не только смазывающий, но и рабочий (передающий усилия) элемент.

    Как правило, при перегреве на панели приборов загорается предупреждающий сигнал. В этом случае следует немедленно прекратить пробуксовку, лучше заглушить двигатель и дать остыть коробке 20-30 мин. В противном случае температура начнет повышаться и дальше, начнут деформироваться и разрушаться все пластиковые элементы, вплоть до оплавления. В некоторых моделях многие детали АКПП выполнены из пластика.

  2. Механическое разрушение. При высоких оборотах на месте (пробуксовке) АКПП сама включает повышенную передачу. Это понятно, потому что колеса крутятся быстро. Если затем автомобиль при буксовке выскакивает, например, из льда и снега на твердый асфальт на 4-5 передаче, но со скоростью, присущей 1-2 передаче, то в узлах коробки происходит удар. При этом вал, рассчитанный, например, на 250 Нм получает ударную нагрузку в 350 Нм. Автомеханики показывают сорванные, деформированные валы АКПП, которые вышли из строя именно при таких ситуациях. Механические разрушения многих узлов и деталей АКПП могут быть также из-за перегрева. Масло теряет свои свойства, нет нормальной смазки узлов. Могут пригореть фрикционы, стереться зубы на шестернях и валах и все что угодно.

Почему нельзя буксовать на автомате

Почему нельзя буксовать на автомате

Однозначно, пробуксовка в режиме автомата на многих автомобилях разрушает АКПП. Возникает вопрос – как же автопроизводители могли допустить такое слабое место, если даже на ухоженных дорогах столиц автомобиль иногда может забуксовать. Например, зимой в снегу.

Но производители учли такой момент. Почти на всех авто с АКПП есть ручка переключения АКПП на ручной режим. Если автомобиль застрял, следует перейти на ручной режим и включить вторую передачу. Это самая оптимальная передача для того, чтобы дать автомобилю выбраться на хорошую дорогу. На первой передаче колеса крутятся слишком медленно, на третьей – слишком быстро, но с меньшей силой.

Если все же пришлось буксовать в автоматическом режиме до включения индикатора, предупреждающего о перегреве коробки, то после желательно проверить состояние масла. Оно может подгореть. Коробка необязательно может сразу выйти из строя, но подгоревшее масло может её добить. В случае, если масло стало неоднородным, черным, имеет запах гари, его нужно обязательно заменить.

На рамных внедорожниках, предназначенных передвигаться, в том числе и в условиях пробуксовки, дело обстоит иначе.

  • Во-первых, у них адаптированная под такие режимы АКПП. При пробуксовке включается режим пониженных передач. При этом часть узлов АКПП отключаются, остаются без движения и не могут сломаться и перегреться. Вся нагрузка идет через усиленные элементы пониженных передач.
  • Во-вторых, все узлы таких машин имеют повышенный запас прочности, рассчитанный, в том числе и на пробуксовку.
  • И, в-третьих, на большинстве моделей также есть режим переключения на ручное управление.

Надо заметить, что АКПП постоянно совершенствуются и становятся интеллектуальнее. Уже сегодня есть модели автомобилей с АКПП, которые способны оценивать дорожное покрытие под колесами и соотношение скорости вращения колес и реальной скорости движения автомобиля. Такие современные коробки не включат 5ю передачу, если автомобиль буксует на месте.

Поэтому в любом случае, следует внимательно изучить мануал (Инструкцию по эксплуатации) своего автомобиля в том разделе, который касается именно режима пробуксовки.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
CARDiNATOR — Автомобильный портал для автовладельцев
Добавить комментарий