Буксовать в режиме автоматики на многих автомобилях с АКПП – это значит угробить коробку передач. Причем иногда очень серьезно и буквально за считанные минуты. Почему «на многих», а не на всех, — потому что исключение составляют, например, рамные внедорожники. Эти автомобили и созданы для бездорожья, где пробуксовки обычное дело, нормальный режим для таких авто. О них ниже, сначала об обычных, средних городских авто. Они рассчитаны на движение по ровным дорогам, чистому асфальту безо льда и снеговых заносов. Если такой автомобиль с АКПП начинает буксовать, происходит следующее.
- Термическое разрушение АКПП. При высоких оборотах на месте (пробуксовке) масло в гидротрансформаторе быстро нагревается до критических значений. В итоге само масло подгорает, в нем появляются сгустки, теряются свойства. Коробка уже не может нормально работать, так как масло в ней не только смазывающий, но и рабочий (передающий усилия) элемент.
Как правило, при перегреве на панели приборов загорается предупреждающий сигнал. В этом случае следует немедленно прекратить пробуксовку, лучше заглушить двигатель и дать остыть коробке 20-30 мин. В противном случае температура начнет повышаться и дальше, начнут деформироваться и разрушаться все пластиковые элементы, вплоть до оплавления. В некоторых моделях многие детали АКПП выполнены из пластика.
- Механическое разрушение. При высоких оборотах на месте (пробуксовке) АКПП сама включает повышенную передачу. Это понятно, потому что колеса крутятся быстро. Если затем автомобиль при буксовке выскакивает, например, из льда и снега на твердый асфальт на 4-5 передаче, но со скоростью, присущей 1-2 передаче, то в узлах коробки происходит удар. При этом вал, рассчитанный, например, на 250 Нм получает ударную нагрузку в 350 Нм. Автомеханики показывают сорванные, деформированные валы АКПП, которые вышли из строя именно при таких ситуациях. Механические разрушения многих узлов и деталей АКПП могут быть также из-за перегрева. Масло теряет свои свойства, нет нормальной смазки узлов. Могут пригореть фрикционы, стереться зубы на шестернях и валах и все что угодно.
Почему нельзя буксовать на автомате
Однозначно, пробуксовка в режиме автомата на многих автомобилях разрушает АКПП. Возникает вопрос – как же автопроизводители могли допустить такое слабое место, если даже на ухоженных дорогах столиц автомобиль иногда может забуксовать. Например, зимой в снегу.
Но производители учли такой момент. Почти на всех авто с АКПП есть ручка переключения АКПП на ручной режим. Если автомобиль застрял, следует перейти на ручной режим и включить вторую передачу. Это самая оптимальная передача для того, чтобы дать автомобилю выбраться на хорошую дорогу. На первой передаче колеса крутятся слишком медленно, на третьей – слишком быстро, но с меньшей силой.
Если все же пришлось буксовать в автоматическом режиме до включения индикатора, предупреждающего о перегреве коробки, то после желательно проверить состояние масла. Оно может подгореть. Коробка необязательно может сразу выйти из строя, но подгоревшее масло может её добить. В случае, если масло стало неоднородным, черным, имеет запах гари, его нужно обязательно заменить.
На рамных внедорожниках, предназначенных передвигаться, в том числе и в условиях пробуксовки, дело обстоит иначе.
- Во-первых, у них адаптированная под такие режимы АКПП. При пробуксовке включается режим пониженных передач. При этом часть узлов АКПП отключаются, остаются без движения и не могут сломаться и перегреться. Вся нагрузка идет через усиленные элементы пониженных передач.
- Во-вторых, все узлы таких машин имеют повышенный запас прочности, рассчитанный, в том числе и на пробуксовку.
- И, в-третьих, на большинстве моделей также есть режим переключения на ручное управление.
Надо заметить, что АКПП постоянно совершенствуются и становятся интеллектуальнее. Уже сегодня есть модели автомобилей с АКПП, которые способны оценивать дорожное покрытие под колесами и соотношение скорости вращения колес и реальной скорости движения автомобиля. Такие современные коробки не включат 5ю передачу, если автомобиль буксует на месте.
Поэтому в любом случае, следует внимательно изучить мануал (Инструкцию по эксплуатации) своего автомобиля в том разделе, который касается именно режима пробуксовки.