Некоторые водители с опытом уверяют, что выкручивание рулевого колеса в авто с ГУР нежелательно. То есть в крайних положениях его не стоит долго держать. Доводить в это состояние также не рекомендуется. Есть ли хоть доля правды в таких предположениях и что становится причиной нежелательности подобных действий?
Главной деталью во всей системе, где имеется гидроусилитель руля, является силовой цилиндр. Конструктивно он соединяется с баком, в котором находится специальная жидкость. А также в системе имеется специальный насос, который предназначен для перекачки такой жидкости. Ременная передача связывает коленвал и насос. А вся гидравлическая система для усиления вращения руля состоит ещё из множества шлангов низкого и высокого давления.
Какие процессы происходят в этой системе, когда водитель начинает поворачивать рулевое колесо в определённое положение? Насос начинает нагнетать жидкость в систему, которая при движении руля начинает поступать в определённые полости гидравлического насоса. Жидкость давит на поршень с некоторой силой, и это усилие приводит к повороту колёс. Можно сказать, что эта система работает практически по такому же принципу, как и гидравлическая тормозная система.
Почему нельзя выкручивать руль с гидроусилителем до упора
Жидкость начинает ещё больше давить на поршень, что вызывает более серьёзное повышение давления во всей системе. Такое усилие передаётся непосредственно на колёса. В результате слишком сильного воздействия они могут вывернуться на слишком большой угол, что, естественно, вызовет поломку. И будет хорошо, если в это время автомобиль не будет ехать с довольно большой скоростью.
Но в гидравлической системе, отвечающей за поворот колёс, имеется некая система, созданная для предохранения от подобных вещей. Называется такой элемент перепускным клапаном. Он призван снижать давление в системе до безопасного уровня. Если бы этого клапана в системе не существовало, то любое перемещение рулевого колеса в крайнее положение вызывало поломку. Поэтому перепускной клапан «сбрасывает» давление, что сказывается на довольно комфортной езде.
Несмотря на наличие перепускного клапана из-за перемещения рулевого колеса в крайнее положение в системе все равно создаётся серьёзное давление. Это вызывает повышенную нагрузку на все элементы системы. Особенно страдает от перегрузок механизм гидроусилителя. Чтобы избежать преждевременного выхода из строя такого элемента рулевой системы не стоит выкручивать руль до крайнего положения. В крайнем случае не держать его таким образом более трёх секунд. Лучше ненадолго отвернуть его обратно, а потом снова подруливать.
Эта одна из проблем, другая заключается в том, что большинство автолюбителей, сами того не замечая, оставляют свой автомобиль на долгое время с вывернутыми до упора колесами в одну из сторон. Есть расхожее мнение, что так оставлять машину нельзя. Во избежание проблем с усилителем рулевого управления, руль обязательно нужно выворачивать в нормальное положение. Рассмотрим эту тему подробней.
Возникновению подобных мнений, способствует одна небольшая запись в заводском руководстве по эксплуатации автомобиля с гидроусилителем. Там, простым языком сказано: в крайнем положении, рулевое колесо удерживать более 15 секунд не рекомендуется. Это может привести к скачку давления выше рабочего в гидроусилители и как итог – поломка.
Но ведь существует и защита от подобных «казусов». Если давление превысило допустимые отметки — в системе должен сработать перепускной клапан, понижающий параметры до допустимых. Ну а вдруг клапан не откроется, что тогда?
Почему нельзя выкручивать колеса при стоянке
Интересно, такая ситуация применима к машине, стоящей с вывернутыми до упора передними колесами? Тут мнения расходятся. Если разобраться, когда автомобиль припаркован, его двигатель не работает, значит не будет функционировать и гидроусилитель с насосом. Делаем вывод, давления в системе нет, значит и «превышаться» там попросту нечему.
Это значит, автомобилю с гидроусилителем руля — долговременная стоянка с вывернутыми колесами, «параллельна».
Единственное, где можно сделать исключение, это эксплуатация старого автомобиля, у которого уже до предела изношены шланги и уплотнители. В случае, если автолюбитель на таком авто запустит двигатель и забудет вывернуть колеса в нормальное положение, ему грозят крупные неприятности в виде утечки рабочих жидкостей из гидроусилителя.
Такие неприятности, по понятным причинам, не страшны машинам с электрическим усилителем руля. Но, у них имеет место другая проблема — это «глюки» в электронной системе.
Проявляются они в следующем: автомобиль всю ночь стоит с повернутыми в крайнее положение колесами. По утру, когда владелец начнет заводить машину — на панели начнет моргать лампочка, сигнализирующая о неполадках в электроусилителе. Но, такая ситуация не критична и «лечится» без особых проблем. Нужно полностью заглушить двигатель, немного подождать и можно спокойно ехать.