В обновленных правилах дорожного движения список неисправностей, с которыми нельзя эксплуатировать автомобиль станет длиннее, а поводов штрафовать водителей у полицейских появится больше.
Теперь список проверяемых узлов, агрегатов и систем автомобиля будет соответствовать межгосударственными нормами. Как это отразится на взаимоотношениях инспектора и водителя?
Новые правила дорожного движения вот-вот уже примут, и наша жизнь уже не будет прежней. Самая сомнительная часть нововведений — техосмотр, который, судя по всему, автомобилю могут устроить прямо на дороге.
Интересно, сильно ли изменятся аппетиты гаишников, ведь поводов оштрафовать водителей у них прибавится? По новым требованиям будет запрещено ездить, если:
- резина не соответствует сезону;
- нарушена герметичность гидроусилителя руля;
- не работают стеклоомыватели;
- не действуют автокорректоры фар;
- нет козырька от солнца;
- в фарах стоят нештатные лампы;
и ещё много чего.
По идее, полноценный техосмотр может провести только профессионал, а сделать это у него получится только на специально оборудованной площадке. Но инспектор ДПС тоже наделён кое-какими полномочиями. Приказ МВД РФ №644 от 2017 года даёт ему право остановить транспортное средство, если:
- есть неисправность, и она видна невооружённым взглядом;
- автотранспорт побывал в ДТП;
- автомобиль попадает под разосланные ориентировки;
- проводится специально организованный рейд.
Конечно, если гаишник остановил вас под каким-то другим предлогом, он тоже может что-то обнаружить уже по ходу дела. Какие-то несоответствия требованиям эксплуатации автомобиля. Например, он вдруг заметил, что фара не горит.
Но специально шарить по машине, чтобы найти какую-то проблему — нет у него такого права. А если ему что-то и показалось, то он обязан доказать свои предположения технически. То есть у него должен быть набор инструментов и специальных средств. И плюс образование в области автомобильной инженерии.
А иначе, как он «на глазок» вычислит, при каком градусе уклона тормозная система не держит машину? Или насколько фактический люфт руля больше допустимого?
Поэтому, если сотрудник ДПС демонстрирует вам талант экстрасенса и «видит» техническую неисправность, из-за которой машину необходимо срочно отправить на штрафстоянку, можете охладить его пыл. Верните его на землю и напомните, что такие гипотезы нужно подкреплять актом технической экспертизы. Без этого никакого протокола быть не может и, конечно, никакого вояжа на штрафстоянку.
Бывают, как я уже говорил, неисправности очевидные, то есть: вот она — перед глазами, никаких сомнений. Фара не горит или задние габариты, а на улице темень или погодные условия такие, что видимость недостаточная. Или вот ещё: со стороны водителя не работает стеклоочиститель, а в данный момент как раз идёт снег или дождь.
Но даже в этом случае эвакуация на спецстоянку не проводится. Есть предупреждение или штраф 500 рублей, согласно ч.1 ст. 12.5 КоАП. Движение — да, в названых условиях оно запрещено. Но если неисправность устранить на месте, или обстоятельства вдруг изменились, — например дождь закончился, то и ехать дальше можно.
Конечно, в некоторых моделях машин замена лампы — это долгая канитель с разбором половины кузова. Тогда вызывайте эвакуатор и сами перевозите свою машину в сервис. Тут уже ничего не поделаешь.
А есть такие неисправности, при которых эксплуатация вроде бы и запрещена, но правила дорожного движения разрешают аккуратно переместиться на стоянку или к месту ремонта. Такое возможно, например, если не работает омыватель или очиститель стёкол с пассажирской стороны. Повреждённая шина или стёртый рисунок протектора, от которого осталось меньше 1,6 мм — та же история. Неисправность в системе выпуска выхлопа — туда же.
То есть, большинство ситуаций решаемы, и каких-то резких изменений новые правила принести не должны. С неисправными тормозами я, например, и сам никуда не поеду, но неужели сотрудник ГИБДД будет проверять, есть ли у меня солнцезащитный козырёк и замерять рулевой люфт?
Во всех технических вопросах никаких отправок на штрафстоянку по мановению волшебной палочки инспектора не должно быть. Если он уверяет вас, что машина неисправна и не соответствует техрегламенту Евразийского союза, то пусть проводит полноценную экспертизу со всеми замерами. Сомневаюсь, что он сделает это на обочине.
Совсем забыл, тонировку можно теперь клеить темнее, уровень светопропускания передних стекол составлять будет не менее 70% (75% по настоящим требованиям).