Специфический запах «горящего» сцепления знаком многим водителям. Его не спутаешь с другими запахами, такой запах выделяют только перегретые фрикционные накладки сцепления (феродо).
Что такое сцепление
Сцепление оправдывает свое название — «сцепляет» и «отцепляет» крутящий момент двигателя от коробки передач. Это нужно для того, чтобы переключение передач проходило без вращения валов. Иначе зубцы шестерён на валах КПП при вращении с большим усилием поломаются, что очевидно при попытке переключить передачи без отжатого сцепления.
Подключение и отключение крутящего момента выполняется за счет соединения вместе и разведения двух дисков сцепления. Когда они плотно прижаты друг к другу, крутящий момент передается на КПП, далее на кардан и мосты. Когда диски разводятся нажатием педали сцепления, вращение с двигателя не передается на КПП. «Горение» дисков начинается, когда они недостаточно плотно прижимаются и начинают пробуксовывать. От трения возникает перегрев и запах гари.
Фрикционные накладки сцепления выполнены из особо прочного материала (феродо) с высоким коэффициентом трения. Феродо — это асбестовые, металлические и минеральные волокна, скреплённые формальдегидной смолой. Асбест, металл и минералы — огнестойкие материалы, при трении не выделяют запаха и не горят. Специфический запах выделяют именно связующие формальдегидные смолы.
Почему горит сцепление
Диски подгорают в двух случаях — при исправном, даже новом сцеплении в момент чрезмерных нагрузок. Например, при начале движения на крутой подъем, при буксировке, пробуксовке в грязи. Феродотовые диски и все детали сцепления исправны, а небольшая пробуксовка возможно из-за чрезмерной перегрузки. Дальше, в штатных режимах работы диски притрутся и могут служить ещё длительное время.
Во втором случае в случае, при частых пробуксовках и горения дисков потребуется ремонт. Диски имеют свой рабочий, расходный запас толщины, но со временем, рано или поздно, они истираются и начинают буксовать и гореть. Пробуксовка возможна и по разным причинам неисправностей в сцеплении.
Диски просто не прижимаются достаточно плотно друг к другу по разным причинам: разрегулировка рычагов и педали, растяжение троса, раскрутка крепления корзины сцепления, выход из строя подшипников, пружин, цилиндров или других элементов сцепления. Ремонт требуется, когда пробуксовка носит не разовый характер, а случается раз от раза все чаще, и длится дольше, даже в штатном режиме без сильных перегрузок. В итоге все заканчивается полным выходом сцепления из строя.
Запах сцепления в салоне автомобиля
Разумеется, запах распространяется не только в салоне, но и вокруг. Но на свежем воздухе гарь рассеивается. В салоне запах скапливается и концентрируется.
Корзина сцепления расположена почти под передними сидениями водителя и пассажира (чуть ближе или дальше в зависимости от марки авто).
Гарь, невидимый или иногда даже видимый дым содержит атомы и молекулы фенолформальдегидов из смолы. Подвижные, перегретые микроскопические частицы без труда проникают сквозь отверстия и поры в днище салона даже с самой надежной изоляцией. Когда они скапливаются до определенной концентрации, в салоне возникает запах горелого феродота.
Дым, пары фенолформальдегида — крайне вредные для организма человека вещества. Преувеличивать опасность не стоит, ввиду их малой концентрации. Но рекомендуется при появлении запаха гари проветрить салон.