Ремень привода газораспределительного механизма (ГРМ) – очень важный элемент любого двигателя (кроме цепных). Он не просто передаёт вращение от коленвала к ГРМ, но и делает это максимально слаженно, синхронизируя работу поршней, клапанов и других узлов.
Если зубчатый ремень перескочит на 1-2 зубца по шкиву, сразу появляется неправильная работа зажигания, впрыска топливной смеси и выхлопа. При большом проскоке или обрыве ремня на некоторых моделях ДВС возможны серьезные поломки. Например, поршень поднимется в верхнюю мёртвую точку (ВМТ), когда клапан будет открыт, опущен в камеру сгорания. Происходит удар поршня о клапан (встреча) с разными последствиями, вплоть до разрушения деталей.
Причины обрыва ремня ГРМ
Основных причины четыре. Хотя может быть и больше.
Естественный износ
Может быть как от длительной работы или изменения (отвердения и растрескивания) резины от времени, даже если авто стояло в гараже.
Срок службы ремня даже на одинаковых моделях разных производителей точно не определен. Многое зависит от особенностей двигателя и режима езды. Ремень испытывает больший нагрузки при резких наборах оборотов. Очень усредненный срок службы заводского ремня на новых машинах – от 40 до 150 тыс. км пробега.
Попадание масла из текущих сальников
Моторные масла могут оказывать разрушающее действие на резину. Визуальный осмотр сразу показывает наличие масла на полотне ремня. Долго с такой проблемой ездить нельзя, требуется замена сальников.
Механические перегрузки
На моделях автомобилей, где ремень попутно вращает водяную помпу, на срок службы может влиять её состояние. Когда помпа проворачивается с трудом или клинит, ремень может растянуться или порваться. К быстрому износу или обрыву также может привести нештатно тугое вращение вала ГРМ, натяжного ролика.
Послеремонтные проблемы
Если ремень оборвался вскоре после ремонта ДВС или замены ремня, причин чаще всего две:
- Установлен некачественный контрафактный ремень.
- Или ремень качественный, но установлен неправильно, с перетяжкой. Перетянутый ремень долго не служит.
Явный признак перетяжки ремня — характерный свист водяной помпы. Сильная натяжка смещает вращающийся вал помпы с крыльчаткой в одну сторону, отсюда происходит трение и свист.
Почему сползает ремень ГРМ
Первая причина может быть в некачественном ремне. Одна сторона геометрически толще, или слабее на растяжение. Неравномерность нагрузки приводит к сползанию в сторону наименьшего сопротивления.
В некоторых случаях причиной сползания может стать и перетяжка ремня.
Вторая основная причина — нарушение соосности всех вращающихся элементов, по которым движется ремень. Если перекошена, к примеру, помпа со шкивом или натяжной ролик, то при вращении они могут сталкивать ремень от центра оси вращения в любую сторону.
При замене или ремонте помпы рекомендуется тщательно очищать место посадки от старых прокладок и герметика с тем, чтобы узел стал на место без перекосов.
Почему жрет ремень ГРМ
Одна сторона ремня ГРМ может быстро изнашиваться ровно по тем же причинам, по которым ремень соскальзывает — брак изделия или механические перекосы. При этом ремень может и не сползать, если стремления к соскальзыванию компенсируется силами, действующими в противоположном направлении. Например, перекошенный шкив помпы стремится скинуть ремень, а натяжной ролик возвращает его на место.
Более серьезные причины требуют ремонта всего двигателя. Например, появился люфт при вращении коленвала или распредвала.
Иногда причиной становится неравномерный износ ведущей и ведомой шестерен на валу коленвала и распредвала при большом пробеге.
Некоторые специалисты сомневаются в том, что резина может значительно стереть металл. Спорить на эту тему нет смысла, а есть смысл использовать точные измерительные приборы и проверить наличие или отсутствие одностороннего износа шестерней.
Почему перескакивает ремень ГРМ
Ремень может перескакивать через зубцы только по двум причинам — ослабление натяжки (неисправность натяжного ролика ремня ГРМ) или износ зубцов на внутренней стороне ремня.
Почему ремень, а не цепь
На некоторых моделях ДВС вместо ремня использовалась одно-двухрядная цепь. Больших преимуществ это не дает. Цепь также растягивается, при износе проскакивает по зубцам, требует замены. Из минусов – цепь должна крутиться в масляной ванне внутри мотора. Поэтому затруднен доступ, увеличен размер и вес двигателя. К тому же цепь издает больше шума при работе.