Принципиально гелевый аккумулятор работает так же, как и обычный, с кислотным или щелочным электролитом. Отличие в том, что вместо жидкого электролита на основе дистиллированной воды и кислоты (щелочи) используется гель (AGM) на основе двуокиси кремния. Рабочее вещество стабильно содержится в геле, не испаряется, не выпадает в осадок и позволяет использовать батарею без обслуживания.
AGM аккумулятор
Корпус аккумулятора AGM (Absorbent Glass Mat — абсорбирующий стеклянный мат) очень герметичный, выполнен из прочного, ударостойкого пластика, устойчивого к химическим веществам внутри батареи.
Внутри находятся несколько рабочих секций цилиндрической формы. Цилиндры скручиваются из стекловолокна с впечатанной в него свинцовой сеткой. Используется чистейший свинец, что повышает эффективность такого аккумулятора. В слоях и между ними находится гелеобразное вещество, аналог жидкого кислотного электролита.
Есть производители, которые выпускают такие AGM аккумуляторы с традиционным расположением свинцовых пластин, как в обычном аккумуляторе, но вместо жидкого электролита используется гель.
Секции соединены между собой токопроводящими цельнолитыми пластинами.
На корпусе расположен герметичные самоуплотняющиеся клапаны. В случае, если внутри батареи создается избыточное давление, оно сбрасывается до нормальных параметров.
Выпускаются модели разных размеров, веса и мощности. Напряжение от 6В, 12В и 24В. Емкость от 60 до 500А\ч.
AGM аккумуляторы разной мощности используют на мопедах, легковых авто и грузовиках с мощным дизельным двигателем.
Как заряжать гелевый аккумулятор
Как и обычные, AGM аккумуляторы при необходимости заряжают, но обычное зарядное устройство для него не подходит. Используется специальное устройство для гелевых аккумуляторов.
Гелевые аккумуляторы требовательны к напряжению зарядного тока. Оно не должно превышать номинальное рабочее напряжение самой батареи. Зарядку 12В АКБ такого типа заряжают напряжением не выше 12В. Допускается только небольшой ±, например, 12,1 В.
При подаче повышенного напряжение батарея разогревается до критических температур и может выйти из строя. Гель становится жидким, стекает и уже не восстанавливается до рабочего состояния.
По этой причине гелевые аккумуляторы требовательны к стабильности напряжения в сети автомобиля во время работы двигателя и генератора. Если реле будет выдавать от генератора на такой аккумулятор ток выше нормы, это также выведет батарею из строя. Поэтому AGM аккумуляторы иногда ставят вместе с дополнительным защитным реле, которое не допускает подачи повышенного напряжения от бортовой сети автомобиля.
Другие параметры тока, времени и настройки зарядки у батарей разной мощности и от разных производителей могут отличаться. Поэтому для зарядки каждой конкретной батареи следует внимательно изучить инструкцию производителя.
Плюсы и минусы гелевого аккумулятора для автомобиля
Как и у любого товара или продукта, так и у гелевого аккумулятора для автомобиля есть как и плюсы, так и минусы.
Плюсы гелевого аккумулятора
- К плюсам относится долгий срок службы. Производители называют сроки при соблюдении правил эксплуатации 10 и даже 15 лет.
- Батарея не требует обслуживания, контроля плотности и уровня электролита, что упрощает использование.
- Заряд может восстановиться. Например, после неудачных попыток запуска двигателя батарея села. Но через некоторое время она вновь сможет крутить стартер, что без подзарядки невозможно для традиционных АКБ.
- Заряд хранится долго. Даже, если AGM аккумулятор простоял на полке более года с момента производства, то он полностью исправен и готов к эксплуатации.
- До 1000 циклов разрядки/зарядки, пониженная чувствительность к глубокой разрядке, хотя многократная полная разрядка также нежелательна.
Минусы гелевого аккумулятора
- Чувствителен к сильно низким и высоким температурам. При морозах теряет заряд. При перегреве разжижается гель.
- На сегодня стоит дороже традиционных АКБ.
- Требователен к параметрам тока при зарядке и эксплуатации.
- Приходится дополнительно покупать специальное зарядное устройство и иногда защитное реле.
- При коротком замыкании может выйти из строя.
По этим причинам, использование AGM аккумуляторов требует внимания и тщательного выполнения условий эксплуатации, что непривычно для тех, кто привык к обычным АКБ.
Но это более передовой и современный тип аккумуляторов, которые неизбежно приходят на смену старым моделям.