Асфальт не плавится ни при какой температуре.
Как бетонное, так и асфальтовое дорожное полотно состоит из двух групп компонентов и принципиально разными функциями.
- Наполнитель: чаще всего это щебень или гравий, песок, чтобы заполнить пустоты между боле крупными частицами камня.
- Связующее: на бетонных покрытиях цемент, на асфальтовых – автодорожный битум марки БНД и другие.
Цемент на бетонных шоссе не меняет свой пластичности в зависимости от температуры. Битум при сильной жаре размягчается, иногда даже плавится. Если сверху асфальта после ремонта нанесен тонкий слой битума, он может расплавиться и прилипать, например, к обуви пешеходов, к резине автомобилей. Но битум это не сам асфальт, это его связующий компонент. Сам асфальт не плавится, потому что в его составе камни и песок.
Когда битум как связующее размягчается от жары, свойства асфальтового покрытия меняются, оно становится мягким. Тогда его может деформировать от давления автомобильных шин. Особенно большегрузов. Такое встречается часто в виде набитых хребтов, возвышений, тянущихся по трассе.
Температура сначала размягчения, а потом и полного плавления битума значительно отличается в зависимости от его марки. К тому же термостойкость битумного связующего повышают с помощью специальных модифицирующих добавок. Технологии дорожного строительства постоянно совершенствуются. Если раньше на дороги укладывали исключительно горячий асфальт, то сегодня иногда применяются технологии холодной укладки со специальными добавками. Такое покрытие не деформируется ни в сильные морозы, образуя трещины, ни в сильную жару, становясь мягким.
В традиционном дорожном строительстве сегодня используются пять марок автодорожного битума БНД, обладающие разной степенью вязкости при одной и той же температуре, от 40/60 до 200/300. Для укладки трасс в северных регионах применяются марки битумов с меньшей термостойкостью, для южных регионов требуется повышенная термостойкость.
С чисто научной, лабораторной точки зрения битумы разных марок полностью становятся жидкими (текучими) при следующих температурах:
- Марка БНД 200/300 – при +100±110 °С.
- БНД 130/200 – при +110±120 °С.
- БНД 90/130 – при +130±140 °С.
- БНД 60/90 – при +140 ± 150 °С.
- Самый тугоплавкий – битум марки БНД 40/60, +150±160 °С.
Но эти лабораторные данные имеют мало отношения к реальной прочности асфальта. При таких температурах битум просто плавится до состояния жидкого, частицы камня и песка в нем просто будут плавать. В атмосферных условиях, если нет, например, потоков лавы от вулкана, дорожное покрытие до таких значений не разогревается.
Однако чтобы асфальтобетонное покрытие могло начать деформироваться под давлением автомобильных колес, битуму достаточно просто размягчиться. Как правило, асфальт с битумом марок низкой термостойкостью может начать деформироваться при температуре уже выше +50±55С.
При такой же температуре тонкий слой битума на раскалённом асфальте может стать липким (стадия прилипания к обуви и резине).
Асфальт может разогреться до +50±60 °C при значительно более низкой температуре воздуха, например, уже при +28±35 °C. Темные поверхности под лучами солнца прогреваются значительно сильнее светлых. Горизонтальные поверхности расположены перпендикулярно солнечным лучам в зените, что усиливает нагрев.
Многодневная жара при ясной погоде способствует прогреву массива трассы на большую глубину, который за короткие летние ночи не успевает остыть. Это значит, что на следующий день при такой же жаре и ясной погоде асфальт прогреется ещё сильнее. Если стать босыми ногами на асфальт, и нога не терпит, слишком горячо, значит, температура асфальта уже превышает +55 °C.
При этом дорожное покрытие необязательно начинает деформироваться. Оно уцелеет, если:
- По нему не перемещаются загруженные большегрузы.
- Использована термостойкая марка битума.
- Использованы модифицирующие добавки, повышающие термостойкость покрытия.
- Основание под покрытием достаточно прочное.
Поэтому выражение «плавится асфальт» — это только эффектная фигура речи.