Самый простой способ – пережать рукой патрубок, идущий от турбины и попросить помощника дать газ. Если патрубок раздувается, чувствуется напор – турбина работает.
Сама турбина – небольшое устройство, которое нагнетает воздух в камеру сгорания. Поэтому кислорода в турбодвигателе при сгорании топлива больше, оно сгорает эффективнее, выше мощность, чище выхлопы и меньше расход топлива, чем у атмосферника.
При всех плюсах у турбодвигателей есть недостаток. Их слабое звено – именно турбина. На редких моделях она может прослужить значительно больше 100 тыс. км пробега, тогда как в целом ДВС с пробегом в миллион км не редкость.
Причина в том, что турбина работает в очень экстремальных условиях.
Обороты на валу крыльчатки, которая гонит воздух внутри турбины, могут достигать 150 000 в мин. Это в десятки раз больше, чем максимальные обороты любого двигателя. Не все подшипники качения могут выдержать такие обороты, поэтому на большинстве турбин вал крутится на подшипниках скольжения (по типу вкладышей коленвала) с принудительной смазкой маслом из двигателя.
Основная и самая частая поломка турбин — износ подшипников скольжения. При этом турбина еще может работать, гнать воздух, но уже издает шум. При дальнейшей эксплуатации подшипники разбиваются ещё больше, крыльчатка может начать цепляться за корпус, а это полное разрушение или заклинивание турбины.
Чтобы оценить, в каком состоянии турбина, надо открыть доступ к крыльчатке. На разных моделях это доступно по разному – снимается патрубок или вся турбина. Пальцем проверяется радиальный (вверх-вниз) и осевой (взад-вперед) люфт крыльчатки. В исправной турбине никакого люфта на валу крыльчатки быть не должно. Минимальный люфт говорит о начале износа и разрушения. Большой люфт – о выходе из строя уже сейчас или чуть позже.
Состояние можно оценить и визуально.
Как проверить бросает ли турбина масло
Если в раструбе около крыльчатки масло, это говорит о том, что втулки-подшипники скольжения изношены, и масло от их смазки через зазоры попадает в камеру крыльчатки. В исправной турбине крыльчатка, холодная камера и раструб должны быть чистыми.
При осмотре можно оценить и состояние крыльчатки. Крылья должны сохранять ровную геометрию, без выбоин, сколов и загибов. Концы лепестков крыльчатки у новых турбин прямые. Округлость говорит о том, что из-за попадания пыли, песка появился износ. Это не выводит турбину из строя, но несколько снижает давление потока воздуха.
Вторая половина турбины – горячая камера. Через неё проходят выхлопные газы, приводя турбину в действие. Эта часть всегда загрязнена копотью от выхлопов. Оценить и диагностировать её состояние можно, только сняв турбину. Поломки в этой части случаются редко. Масло в этой горячей части ещё не говорит о том, что изношены втулки (подшипники) скольжения и масло попадает оттуда. Оно может попадать из двигателя вместе с выхлопами, это другая проблема, но не проблема турбины.
На старых автомобилях выпуска до 1990 годов можно встретить турбины другого типа. У них привод не от выхлопных газов, а от самого двигателя через ремень. У таких ДВС при работе не было «турбоям» (провалов в оборотах, пока мало выхлопных газов и турбина крутится медленно). Но от них отказались, потому что турбина забирала часть мощности ДВС. Тогда как система от выхлопных газов, наоборот, возвращает часть неиспользованной кинетической энергии выхлопов, повышая КПД. Проблема у старых турбин такая же – короткий ресурс из-за экстремально высоких оборотов на валу крыльчатки.
Как проверить работает ли турбина на бензиновом двигателе
Принцип работы турбин на бензине и дизеле практически одинаковы. Поэтому проблемы диагностируются также.
Неисправности в работе турбины становятся заметны и без её осмотра. Это шум со стороны турбины, потери мощности ДВС и динамики разгона, нетипичный дым из выхлопной трубы – черный или белый. Такой дым появляется из-того, что в камере сгорания мало кислорода из-за сломанной турбины, и топливо не догорает. А также из-за попадания масла из системы смазки турбины во впускной коллектор и далее в камеру сгорания.