О том, что на автозаправках нас постоянно обманывают, говорят везде и всюду. Но всё это на уровне домыслов. Чтобы говорить уверенно, нужно установить факт: провести контрольную закупку и замеры. Но кто бы этим заморачивался?
Недавно попалась на глаза статья, где человек лично провёл эксперимент с тремя разными заправками, чтобы выяснить правду. Выводы он сделал очень интересные, но после них вопросов осталось ещё больше.
Нам недоливают или переливают? Есть живой эксперимент, давайте внимательно его разберём.
Суть эксперимента заключалась в том, что он купил по 5 литров бензина одной и той же марки — АИ-95, на трёх заправках разных брендов: Газпром, Лукойл и Роснефть. Топливо заливал в канистры. Замечу, что тара была самой разной: и по материалу, и по объёму, но автор эксперимента посчитал это не важным для сути опыта — об этом позже.
Затем, уже у себя в гараже, исследователь стал отливать топливо из каждой канистры в мерный стакан ровно до отметки 1 литр.
В каждом случае у него получилось по 5 полных мерок и плюс ещё немного сверху. Только представьте: излишки! Из канистры, залитой на АЗС Газпрома, он нацедил почти 150 мл, от «Роснефти» набежало чуть больше 150 мл, но щедрее всех оказался «Лукойл» — там «бесплатное приложение» составило 200 мл.
От такого поворота событий автор эксперимента был в восторге. Это что же получается, ему перелили 3-4%. Если с 5 литров это стакан, то сколько же ему подарят с 10, с 20 литров? Похоже, перспектива рисуется радужная, а все разговоры про обман и недолив на АЗС — просто беспочвенные обвинения.
Скепсис и недоверие — вот моя реакция на выводы исследователя-добровольца. Согласен, пока сам не проверю, не имею морального права отрицать, но сомневаться-то могу?
Хотя бы потому, что бензин имеет свойства реагировать на температуру. В тепле он расширяется, в холоде, наоборот. На самих АЗС учёт топлива в резервуарах ведут с помощью таблиц, где чётко прописано, при какой температуре какой коэффициент нужно применять. Так что литр нефтепродукта зимой и летом — это две большие разницы.
Ну, глупо же надеяться, что такой дорогостоящий товар, как бензин, будут разливать направо и налево себе в убыток. Сотрудники будут передавать смены с дикими недостачами, а менеджер не обращать на это внимания?
Бизнес не имеет ничего общего с благотворительностью. Если хозяин заправки экономит на всём подряд, чтобы снизить свои затраты, то уж утечки топлива он перекроет в первую очередь и придумает как наказывать за недостачи.
Технология работы АЗС включает такие процедуры, как юстировка измерений и контроль ТРК мерником каждую смену. Каждый миллилитр бензина стоит денег, и поверьте, они их возьмут.
Есть у меня вопросы и к тому, как именно проводил свои испытания автор. Сколько времени он возил в багажнике эти канистры? Ведь явно, они заполнились не в одну и ту же минуту. Одна болталась чуть дольше, другая — совсем ничего. После того, как три образца топлива поднялись из подземных резервуаров, где его хранят при постоянной температуре +4°С, наверху в тепле, они могло провести разное время.
По поводу материала канистр: пластик и металл. Как ни крути, но способность пропускать тепло и нагревать содержимое в них происходит по-разному.
Считаю, что опыт был проведён некорректно, потому что самый важный фактор: свойство бензина расширятся при нагреве, экспериментатор просто сбросил со счетов.
В доказательство «температурной» версии приведу простой пример: зимой, садишься в холодную машину, лампочка горит — бензина нет. Прогреваешь машину — и стрелка потихоньку ползёт, а лампочка гаснет. Откуда бензин появился? Да просто нагрелся и увеличился в объёме, выше уровня срабатывания датчика.
Уверен, если бы автор исследования проводил свои замеры зимой, когда на улице нормальный такой минус, то обнаружил бы недоливы. И сделал бы совсем другие выводы, и не радовался, а наоборот, обложил заправки самыми отборными матюками.
Про коэффициент температурного расширения, конечно правильно. Но на мой взгляд всё гораздо проще. 150-200 грамм — это просто остатки топлива в шланге, после предыдущей заправки. Канистру он наверняка ставил на землю, а заливная горловина бензобака выше, чем горловина стоящей на земле канистры.
а у меня знакомый купил 5 л бензина на гаспроме, а в гараже перелил в пустую 200-л бочку — так еще потом и осталось, месяц с полным баком ездил. 💡
Ololo — ты хоть сам понял что сморозил в эфир!?
Как может бензин в баке нагрется??????? 😆 😆 😆
А «товарисч» ДЫХНУЛ в него перегаром и тот опохмелившись — нагрелся!!!!
Я долго смеялся — бензин нагрелся и достал до датчика. 😛
Аффтар жжот, тоже упал пацтол от увеличения объема топлива в баке при прогреве салона.
Что там за чудо печка у него, видать салон прогревается до 1000 градусов по цельсию что ажно бак находящийся на улице закипает. 😆
Аффтар жжот, тоже упал пацтол от увеличения объема топлива в баке при прогреве салона.
Что там за чудо печка у него, видать салон прогревается до 1000 градусов по цельсию что ажно бак находящийся на улице отгороженный металлом кузова и слоем тепло шумо изоляции закипает. 😆
PS Хотя возможно дизельный двс, и от отратки ТНВД который крепится непосредственно на блоке двигателя горячее ДТ поступает обратно в бак? Хотя сомнительно, по дороге в металлической трубке топливо провода должно охладится
А с какого перепугу дизельное топливо стало на обратке горячим??? Там, что печка есть???????
Если водитель северянин и в баке у него находится автолампочка дальнего-ближнего света, после её подключения к АКБ соляра прогревается и при минус 50 градусов не замерзает!