По значению слова похожи, но разница всё-таки есть, и она существенная и справедливая.
Сейчас всех подряд называют «водитель», ну или «автомобилист». А слово «шофёр» можно услышать, наверное, только в советских фильмах. Звучит оно как-то допотопно и слишком мудрёно.
А ведь раньше оно было в ходу, вместе со словом «водитель», но только все знали разницу между ними и никогда не путали, кого как назвать.
Чем отличается шофер от водителя
Шофёр и водитель: в чём разница, мне растолковал знакомый дед, а он знает что говорит — сам полвека трудился именно шофёром.
Те, кто заподозрил, что слово нерусское — правы. Оно пришло из французского языка вместе с началом индустриальной эры, когда стали появляться всякие паровые машины.
Немного иностранной речи, для понимания сути:
chau — горячий, chauf — высокая температура, chauff — подогрев.
Производное от них — chauffeur, переводится, как «кочегар» или «истопник». Да, эти люди подкидывали в топку уголь или дрова, и всех, кто имел дело с первыми самоходками, работавшими на пару, тоже называли «шофёр».
Двигатель совершенствовался, транспортных средств появлялось всё больше, а название профессии таким же и осталось.
«Шоферня чумазая» — так называли этих людей бесполезные белоручки, потому что настоящий специалист, работавший с машиной, всегда занимался ею сам: от и до. Знал её устройство до винтика и считал ниже своего достоинства доверять машину механику.
Чуть что не так: мигом и под машину закатится, и под капот нырнёт, поколдует там, и можно дальше ехать. Промасленная спецовка и грубые рабочие руки — вот это настоящий шофёр.
Были среди них и уникальные мастера. Такому достаточно выхлоп из трубы понюхать или ладонь на капоте заведённой машины подержать — диагностику выдавал стопроцентную!
То есть шофёр — это человек, сердце которого бьётся в одном ритме с мотором. Пусть немного пафосно, но по сути верно.
Кто же тогда «водитель»? А тот, кто водит. В те времена водителями называли тех, кто обучился лишь рулить, да на педали давить.
Заглохнет машина, встанет, а он и не знает, куда там сунуться. Ремонтом или даже устранением мелких неполадок они не занимались.
Кому-то это казалось трудной и непостижимой наукой, а кто-то считал это грязной работой. Они предпочитали только кататься, а не «саночки возить».
Понятно, что отношение шоферов к водителям было снисходительным, а то и насмешливым. Ладно, если это дамочка или неоперившийся пацан, а когда здоровый мужик стоит и растерянно пинает колесо, потому что больше ничего не может — это смешно.
Сегодня слово «шофёр» уходит в прошлое, потому что специалистов такого класса — чтобы и управлял машиной, как ас, и в технике разбирался — почти не осталось. Есть те, кто водит, и есть те, кто ремонтирует. Разделение чёткое.
Справедливости ради замечу, что современные машины стали очень сложными электронными механизмами, а производители делают всё, чтобы не только продать нам машину, но и привязать кошельком к автосервису. Поэтому сейчас мало кто сам делает ремонт — себе дороже.
Но я не понимаю тех, кто ленится сам даже омывайку в бачок залить и едет на СТО. Как в том анекдоте: «Друг, машину поменяй, а то пепельница уже полная!»
Если есть среди вас шофера — моё вам искреннее уважение, как исчезающему виду.
Водитель — это типа юзер, ну, а шофёр — это не меньше, чем сисадмин… 😛