В холодное время года все узлы автомобиля работают в неблагоприятных условиях. Аккумулятор не исключение. В особо сильные морозы рекомендуется заносить аккумулятор в тёплое место. В противном случае батарея может потерять свой потенциал, а при критических морозах электролит может просто превратиться в лёд.
Что такое электролит
Это рабочая жидкость в традиционных батареях, как в обслуживаемых, так и в закрытых. Состоит из раствора дистиллированной воды и кислоты либо щелочи. Кроме того, сами батареи от разных производителей значительно отличаются и по составу активных решеток внутри корпуса. О том, щелочь или кислота залита в каждой батарее, можно узнать из паспорта изделия, которое выдается вместе с этим товаром.
Чаще всего в аккумуляторах используется серная кислота. Плотность электролита определяется концентрацией (количеством) кислоты в растворе, температурой окружающей среды и степенью заряженности аккумулятора.
При обслуживании аккумулятора иногда требуется доливать дистиллированную воду. После нескольких таких операций плотность может значительно снизиться (мало кислоты — много воды).
Для чего электролит в аккумуляторе
В кислотной аккумуляторной батарее протекают сложнейшие физико-химические реакции на молекулярном уровне. Водно-кислотный или щелочной раствор взаимодействует со свинцовыми решетками, в результате образуются разно заряженные ионы.
В общих словах — в результате реакций создается ионная среда, которая способна удерживать (аккумулировать) электрический заряд от генератора или зарядного устройства и постепенно отдавать его потребителю (стартеру, прочим приборам).
Если обслуживаемая батарея перестаёт держать заряд, обычный автовладелец может проверить уровень электролита. Если он понижен, согласно инструкции производителя доливается дистиллированная вода.
Более продвинутое обслуживание – проверка плотности электролита ареометром. Проводится при контрольной температуре +25 ℃, при полном заряде. Не запрещено замерять этот показатель и, например, при +15 ℃ при наполовину заряженной батарее. Главное, повторный замер после доливки проводить при тех же условиях.
В другом случае, плотность может измениться из-за изменения температуры и заряда, а не только от концентрации кислоты и воды. При понижении температуры и заряда прибор покажет снижение плотности, даже когда объем и пропорции кислоты и воды в АБ не изменятся.
При какой температуре замерзает электролит
При каком морозе электролит может превратиться в лед — напрямую зависит от плотности электролита. Именно поэтому при подготовке к зимнему сезону рекомендуется замерить этот показатель ареометром. Или купить новую батарею. Есть специальные таблицы, где в виде графика показано соотношение плотности и температуры замерзания. Крайние значения — при плотности 1,16 грамм на 1 куб.см рабочая жидкость в АКБ может замерзнуть уже при -10 ℃.
Другая крайность — жидкость плотностью 1,3 грамма на 1 куб.см (замер при температуре +15 ℃) может замерзнуть только при – 72 ℃.
Как видно, температура замерзания очень сильно зависит от плотности. Изменения содержания кислоты на десятые доли грамма меняют температуру замерзания на десятки градусов.
Поэтому при понижении уровня электролита в аккумуляторе в холодное время желательно проверить плотность. При низкой плотности доливать не дистиллированную воду, а готовый электролитный состав. Он продается в магазинах в готовом виде, его плотность, как правило, 1,3.