Несмотря на то, что ПДД не только написаны понятным русским языком, но и продиктованы требованиями реальной жизни, многие всё равно не могут в них разобраться, поэтому совершают грубые ошибки на дороге.
Разбираем правило дорожного движения на простых примерах, чтобы было ясно даже тем, кто ещё сомневается.
Между тем, в правилах всё просто, нужно только ясно представить себе дорожную ситуацию и прокрутить в голове алгоритм действий, как кино.
Кто имеет преимущество при сужении дороги
Вот, например: сужение дороги. Две полосы превращаются в одну, и когда водитель убедился, что ехать ему больше некуда, он пытается вклиниться в поток? Обязаны ли его пропустить?
Допустим, дорога размечена и на ней установлены все необходимые дорожные знаки:
- 1.20.1 и 1.20.2 — сужение дороги с двух сторон и только справа.
- 5.15.5 — конец полосы.
- 1.19 — перестроение.
Грамотный водитель, видя их — заранее! — понимает, что ему нужно перестроиться в другой ряд, потому что впереди ждёт уменьшение количества полос. Также, он обращает внимание, что если прерывистые линии разметки становятся более длинными, значит, сужение уже совсем близко.
Кто должен уступить дорогу при сужении
В принципе это все сигналы, которые подаёт водителю система знаков и разметки. Но некоторые воспринимают их, как преимущество для перестроения. Типа, все их должны пропустить, потому что они не виноваты, что «дорога кончилась».
Абсолютно не так. Наоборот: это вы должны пропустить всех, а когда появится просвет, аккуратно вписаться в поток.
Всё! Никаких преимуществ, всё честно. Предупреждён — значит принимай меры и перестраивайся заблаговременно, если есть удобный момент. А «бычить» в конце полосы не нужно, иногда это приводит к серьёзным ДТП.
Зачастую именно в месте, где происходит сужение, возникает много опасных ситуаций, главным образом, из-за того, что водители точно не знают, кто кому должен уступить дорогу и пропустить вперед.
Кто должен уступить дорогу при сужении дороги справа
Другая картина: ни разметки, ни знаков нет — так бывает, и не только при ремонтных работах, — а дорога внезапно кончилась.
И здесь действует та же система: пропусти всех, потом выезжай на полосу. Правда, есть отдельные изобретатели, которые пытаются применить в этом случае «правило помехи справа». Дескать, левый ряд весь, как один, должен вздрогнуть и встать, чтобы пропустить «помеху справа», то есть автомобиль с закончившейся полосы.
Нет, это так не работает. Пункт 8.9 ПДД, где говорится о преимуществе автомобиля справа, описывает ситуацию, когда траектории пересекаются, но очерёдность проезда не оговорена, но это не относится к случаю сужения дороги. Здесь, так же как и в пункте 8.4, водитель при перестроении обязан уступить всем, кто движется попутно без изменения направления.
Вывод: сужение дороги преимуществ не даёт! Ну, может какая-то добрая душа вас пожалеет и пропустит. Не забудьте тогда поблагодарить. И как могла прийти мысль в голову, что при сужении дороги, все должны уступить автомобилю, выполняющему маневрирование? Никогда автомобиль, выполняющий маневрирование на проезжей части, не имел преимущества перед основным потоком.
Дорожная разметка еще сильнее упрощает жизнь при определении приоритета проезда. Более доходчивое и наглядное указание кто едет, а кто пропускает придумать сложно.
В пункте 8.4 правил говорится, что «при перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения». Там же уточняется, что при одновременном перестроении автомобилей, движущихся плотно, водитель должен уступить дорогу машине, которая находится справа.