Датчик расхода воздуха — принцип работы, зачем нужен

Машина – сложный механизм, требующий особого внимания. Иногда из-за неисправности небольшой детали, может нарушиться весь процесс.

Если вы заметили, что расход топлива транспортного средства увеличился, машина разгоняется дольше или двигатель неровно работает на холостых, стоит посмотреть датчик массового расхода воздуха. Чтобы понять, что такое ДМРВ в машине, нужно сперва разобраться, что он себя представляет и для каких целей предназначен.

Что это за датчик

Датчик, регулирующий массовый расход воздуха (ДМРВ) – особое устройство, благодаря которому водитель может оценить качество воздуха, попадающего в двигатель внутреннего сгорания.

Типы ДМРВ

Выделяют три основных вида волюметра: нитевые (проволочные), с плёночным чувствительным элементом и объёмные. Все эти типы ДМРВ используются на всех марках автомобиля, за исключением последнего.

Нитевые (проволочные) датчики представляют собой металлическое или пластмассовое устройство с платиновой проволокой внутри, протянутой от одной стенки к другой.

Плёночные ДМРВ подразумевают наличие плоской пластины, на которой расположен потенциометр. Он фиксирует отклонение пластины при работе двигателя, а следовательно и количество, поступаемого воздуха.

Объёмные расходомеры сейчас найти трудно, поскольку это устаревшая технология. Устройство работало по принципу отклонения лопасти. Чем больше воздуха поступало в датчик, тем больше отклонялась лопасть, изменяя сопротивление.

Основное различие в принципах работы ДМРВ в том, что нитевые и плёночные волюметры измеряют состояние воздушных масс по температуре, а объёмные узнают о воздушном потоке, проходящем через них, двумя способами: стандартным – ползунок начинает двигаться, когда поток воздуха попадает в лопасть, и подсчётом вихрей Кармана – принцип работы которого заключается в взаимосвязи скорости и частоты оборотов воздушной смеси вокруг специальных острых кромок.

Принцип работы

Чтобы понять, как работает ДМРВ, необходимо разобраться в составляющих её частях. Главный элемент датчика расхода воздуха – платиновая проволока. Возле неё находится датчик для измерения температуры воздуха и измерительный элемент.

Массовый расход воздуха на холостом ходу обеспечивает небольшую проходимость воздушного потока, однако, для сохранения приемлемой температуры через проволоку необходимо пропустить низкий электрический ток.

Нажимая педаль газа, водитель заставляет дроссельную заслонку открыться, тем самым пропуская значительное количество воздуха, а поток в свою очередь охлаждает термосопротивление.

Большее количество воздуха требует больше электрического тока для поддержания проволоки в горячем состоянии. Чтобы отслеживать и контролировать процесс, в датчике есть электронный чип, преобразующий ток в сигнал. Данные о том, какое количество воздуха поступает в расходомер, отправляются электронному блоку управления двигателя. Блоки управления двигателем рассчитывают количество выпрыскиваемого топлива, а также, основываясь на показаниях датчика ДМРВ, определяют моменты переключения автоматической коробки передач.

Датчик расходомера воздуха

Для правильной работы двигателя важно, чтобы ДМРВ был в хорошем состоянии. Поскольку неправильные показания датчика массового расхода воздуха могут привести к дисбалансу соотношения воздуха и топлива, приводя к ряду сбоев в управлении транспортным средством.

На что влияет

Некорректная работа датчика массового расхода воздуха влияет на двигатель, вызывая детонацию топливной смеси в камере сгорания. Также неисправности могут привести к проблемам в работе коробки передач, переключение может происходить с ударами и задержкой.

За что отвечает

Устройство служит для правильного формирования смеси топлива, основываясь на значениях ДМРВ. Он регулирует поступление бензина в цилиндры с помощью электронных сигналов на блоке управления, чтобы избежать чрезмерного расхода топлива и износа системы.

Где находится ДМРВ

Среди множества деталей найти место, где находится ДМРВ, не составит труда даже начинающему водителю. Расходомер должен располагаться под капотом транспортного средства, а именно на впускном тракте за воздушным фильтром. В данном случае модель машины не имеет значение, расположение ДМРВ будет одинаковым для любой марки.

Диагностика неисправности

Владелец транспортного средства может выбирать из ряда способов проверки на неисправности датчика массового расхода воздуха. Как правило, начинают с визуального осмотра.

Прежде всего, необходимо демонтировать расходомер, отсоединив его воздушный патрубок гаечным ключом, а вместе с ним и остальные провода. Затем водителю нужно внимательно изучить элементы устройства. Они должны быть неповрежденными, а тем более окислиться. Также выполнить диагностику наличия мусора, попадания жидкостей и пыли.

Ещё один способ проверить ДМРВ – изучить его в движении. Для этого водителю нужно открыть моторный отсек, отсоединить фишку с проводом и запустить двигатель. При тестировании машины в движении с отключённым датчиком, если  транспортное средство едет быстрее и без заминок, то проблема действительно заключается в расходомере.

Оценить состояние ДМРВ можно и в статике с помощью холостого хода. Если устройство исправно, показания расходомера воздуха на холостом ходу будут 9,5-10 кг/ч для 1,5-литрового двигателя, 19-21 кг/ч на 2000 об/мин.

Параметры датчика

Точным способом убедиться, есть ли поломка в датчике, можно с помощью мультиметра. Однако, стоит помнить, что не всем типам расходомера подходит такая диагностика.

Если водитель правильно проведёт манипуляции с контактами, то сможет увидеть определённые значения на тестере. Расшифровать параметры ДМРВ помогут следующие данные:

  • от 0,9 до 1,02 – устройство в отличном состоянии
  • от 1,03 до 1,04 – устройство вскоре подлежит замене
  • от 1,04 до 1,05 – критические показатели

Чистка ДМРВ

Если неполадки в датчике вызваны пылью и грязью, водитель может произвести чистку самостоятельно и восстановить прибор.

Чистка дмрв

Для начала отсоединяется и извлекается прибор. Инструменты для этого необходимо подбирать индивидуально, поскольку размеры сборных частей отличаются у каждой марки. Затем удаляются следы масла, если таковые имеются, с помощью специального очистительного средства. Важно также обработать чувствительный элемент от засоров. Когда процедура будет завершена, ДМРВ должен просохнуть, прежде чем он будет возвращён обратно в систему.

Можно ли обойтись без датчика

Без датчика обойтись нельзя. Неисправность расходомера приводит к увеличению большего расхода топлива, ухудшению работы коробки передач и быстрому износу двигателя. Именно поэтому важно своевременно провести диагностику и в случае поломки приобрести новое устройство как можно скорее.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
CARDiNATOR — Автомобильный портал для автовладельцев
Добавить комментарий